Обновлено в 21:55

На парламентских выборах в Австрии лидирует ультраправая Партия свободы. По данным экзитполов, эта партия получает чуть более 29% голосов. После нее идет правоцентристская Австрийская народная партия с 26%. На третьем месте Социал-демократическая партия, у которой 20,5%. NEOS («Новая Австрия») — 8,8% и «зеленые» — 8,6%.

Если результаты опросов совпадут с реальными, то Партия свободы сможет получить 54 места в парламенте, остальные две — практически столько же, что потребует создания коалиции. Партия свободы против продолжения помощи Украине, а заодно выступает за отмену антироссийских санкций и восстановление энергетического сотрудничества с Москвой.

То, как исход голосования повлияет на расклад в парламенте, комментирует руководитель отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер:

Владимир Швейцер руководитель отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН «То, что Австрийская партия свободы получила 29%, а до этого, по всем социологическим опросам, более 27% не получала, а тут стало 29%, вот это интересно. Это будет коалиционное правительство, скорее всего, из трех партий. Социал-демократы тоже получили немножко меньше, чем им давали, им давали 21-22%, а что касается Австрийской народной партии, она на своем уровне — 26%, им и давали 26%. Получилось, что Партия свободы получила на 2% больше голосов, социал-демократы остались и Народная партия на своем месте. Но вылетели «зеленые», это самая главная сенсация, и вторая сенсация — то, что партия NEOS, которая является либеральной, будет уже в коалиции почти наверняка. А Партия свободы получила по максимуму того, что ей раньше тоже давали. Вывод мой один и очень простой — что будут очень непростые коалиционные переговоры».

Лидирующая на парламентских выборах партия ультраправых планирует сократить до минимума предоставление помощи нелегальным мигрантам и заблокировать воссоединение семей для тех мигрантов, кто уже находится в Австрии. Партия свободы пять раз была в составе коалиционного правительства, однако до этого никогда не занимала на выборах первое место.

То, насколько Партия свободы сможет повлиять на политический курс Вены, комментирует научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО Артем Соколов:

Артем Соколов научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО «Ключевой вопрос на данный момент, сможет ли эта партия сформировать правящий кабинет. Например, в других европейских странах — Нидерландах и Германии — успех правых популистов или просто правых политических сил зачастую нивелируется их невозможностью сотрудничества с другими политическими партиями и, как следствие, невозможностью сформировать коалицию как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях. Если случится так, что австрийская Партия свободы станет частью нового австрийского правительства, то вместе с этим мы вряд ли можем ожидать резкого изменения вектора отношений Вены с Россией, а с другой стороны, с Европейским союзом. Австрия — это не та страна, которая в силу своего экономического положения внутри ЕС и других факторов может диктовать свою волю европейским институтам. В то же время Австрия может солидаризоваться по важным внешнеполитическим вопросам с позицией Венгрии, которая имеет часто иную точку зрения на европейскую внешнюю политику, в отличие от Брюсселя и ведущих европейских столиц. А это может внести дополнительную балансировку в то, как реализуется внешнеполитический курс Брюсселя. Это касается отдельных вопросов экономического взаимодействия с Россией, санкционного режима, возможно, отдельных вопросов в сфере общественной и межкультурной коммуникации. Однако Австрия все же не обладает должным весом внутри ЕС, чтобы стать центром формирования иной внешней политической повестки дня, чем та, что предлагают в Брюсселе. Речь может идти лишь о небольших коррекциях, связанных прежде всего с экономическими интересами Австрии. Пожалуй, это будет потолком возможностей для Австрийской партии свободы».

По первым подсчетам, Австрийская партия свободы получает 57 мест в парламенте, а Австрийская народная партия нынешнего канцлера Нехаммера — 51, сообщает телеканал ORF.

Правая Австрийская партия свободы получила на предварительных результатах на 13 процентных пунктов больше, чем на прошлых выборах в 2019 году. Тем не менее 29% партии все равно не хватит в случае коалиционной конкуренции в парламенте страны. Эксперты, опрошенные Business FM, полагают, что так оно и будет, поэтому многие полагают, что реальные политические действия в стране могут не поменяться.

Тем не менее предварительные результаты парламентских выборов можно назвать вполне ожидаемыми, отмечает профессиональный гид в Зальцбурге Евгений Гуменников:

Евгений Гуменников гид в Зальцбурге «Ничего удивительного, это ожидаемый результат. События в Германии, которые были недавно, террористические акты — все это сказалось на том, что люди начали думать о том, что правая партия говорит в основном про охрану границ, про запрет миграции. Это одна из насущных проблем, поэтому их поддержали. Правая партия в основном ставит акцент на миграции. Из моего окружения, чтобы кто-то голосовал за «зеленых» или социалистов, я представить себе не могу. Я думаю, что просто есть определенный контингент — студенческие сообщества голосуют за «зеленых», кто много работает, имеет собственный бизнес — конечно, за консерваторов».

Тенденция на правые взгляды в Австрии действительно прослеживается, отмечает президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина:

Татьяна Пархалина президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества «Можно констатировать, что тенденция правопопулистского крена есть, она проявилась до этого в Германии на земельных выборах в Саксонии и Бранденбурге. Я не скажу, что это правопопулистский поворот, но правопопулистским креном его можно назвать. И он обозначился с момента выборов в Европарламент, хотя там поворота тоже не случилось, но в этой связи Макрон объявил досрочные выборы в Национальное собрание, к этому подталкивали и Шольца, который на это не пошел. Тем не менее мы наблюдаем эту тенденцию. Безусловно, конфликт, который ведется в Восточной Европе, оказывает влияние на это, но не только. Это и миграционная повестка, и вызовы открытого общества, на которые нынешние правящие партии и нынешняя политическая система не могут дать сиюминутных ответов. А общество их требует. Зачастую правопопулисты, если они приходят к власти, тоже не могут дать ответы на эти вызовы, но у населения есть надежда, что кто-то даст ответы. Кстати говоря, правые не всегда ведут себя так, как этого от них ожидают, когда приходят к власти. Пример — Италия, правая партия Мелони».

Комментируя проигрыш своей партии на выборах, канцлер Австрии Карл Нехаммер назвал своей задачей на будущее разобраться, почему радикалы получают больше поддержки, чем умеренные политики, которых он назвал «голосом разума».