65% косметических средств в России содержит опасные вещества. А у 76% нет информации о противопоказаниях для применения. К таким выводам пришел Национальный союз защиты прав потребителей по итогам мониторинга рынка косметики массового сегмента. Также аналитики выяснили, что каждый пятый товар реализуется просроченным либо без указания срока годности. Потребсоюз считает, что защитить российских потребителей могла бы маркировка косметической продукции. Что об этом думают производители?

Основное нарушение, которое было выявлено во время исследования, — отсутствие информации о составе на русском языке. На более чем 90% средств эти данные написаны на латинице, а названия химических веществ чаще всего указаны аббревиатурами. Треть косметики продается в торговых сетях без какой-либо информации об ингредиентах. Каждый пятый товар реализуется просроченным либо без указания срока годности. Опасные для здоровья вещества именуются наобум. Как и недорогие компоненты. К такому выводу пришли в Потребсоюзе, исследовав рынок, в том числе на основе жалоб покупателей. Не слишком полезны для здоровья, например, триклозан и лаурилсульфат, которые встречаются во многих недорогих шампунях. Список вредных компонентов продолжает председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин:

Павел Шапкин председатель Национального союза защиты прав потребителей «Примерно в трети случаев продается вообще без состава либо меняются оригинальные вещества, названия на какие-то фантазийные там или фирменные названия. Например, формальдегид, то есть яд страшный, обозначается как бронопол или кватерниум, все это на латинице. Часто бирками заклеена, информация очень мелко пишется, разобраться в ней крайне тяжело. И когда, например, название веществ заменяется аббревиатурой какой-то, вообще становится непонятно, о чем идет речь. Кроме того, бензол может содержаться, алюминий — проникает через кожу в антиперспирантах и в том числе может вызывать, например, рак груди. Очень вреден, он накапливается в клетках мозга. Очень много на самом деле достаточно сомнительных веществ. Чем дешевле косметика, тем больше проблем. Используются дешевые ингредиенты, полученные химическим путем из нефти».

В перечне разрешенных к использованию в косметике веществ 332 названия. Официально запрещены к использованию свыше 1,5 тысячи наименований. Впрочем, признает Шапкин, россияне, покупая косметику масс-маркета, почти не смотрят на состав. Все решает цена и привлекательность упаковки.

Сейчас жаловаться на качество или просрочку можно в Ропотребнадзор. Тот отправит продавцу предписание. Что не помешает реализации других партий в других точках. В целом механизм долгий и неэффективный. Национальный союз защиты прав потребителей считает необходимым ввести обязательную маркировку косметики. Видя знак, подразумевающий понятное происхождение сырья, качество производства и срок годности, потребитель будет знать, что покупает безопасный товар.

С этим не согласен исполнительный директор Ассоциации товаропроизводителей «Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии» Андрей Самойлов.

По его словам, состав на латыни пишется не для того, чтобы запутать потребителя.
Существует международный стандарт наименований — ИНКИ. И для крупных компаний, производящих 80% косметических товаров масс-сегмента в нашей стране, качество и так очень важно из-за конкурентности рынка, отмечает Самойлов:

Андрей Самойлов исполнительный директор Ассоциации товаропроизводителей «Национальный совет по парфюмерии, косметике и бытовой химии» «Крупные игроки уделяют колоссальное внимание качеству продукции, не говоря уже ее безопасности. Даже исходя из этого исследования, уже можно поставить под вопрос, потому что, чтобы быть на рынке успешным, недостаточно один раз продать свой продукт: один тюбик крема, зубной пасты. Здесь важно, чтобы потребитель к тебе возвращался. В Российской Федерации действуют технические регламенты, и все компании, выпускающие продукты, обязаны им соответствовать. Более того, все крупные компании занимаются экспортом, и для того, чтобы быть успешными на международных рынках, они получают также международные сертификаты, гарантирующие, что процессы производства продукции на их предприятиях безопасны и являются качественными».

Эксперт считает, что, возможно, хорошим решением стала бы добровольная сертификация — когда сам производитель прописывает уровень стандартов производства, а независимый аудит их подтверждает. По его словам, так сегодня во всем мире.

Справедливости ради стоит вспомнить и другую мировую практику. У косметических гигантов тоже выявляли опасные вещества в составе продукции. Например, «Джонсон и Джонсон» до сих пор ходит по судам в США из-за того, что в ее детской присыпке нашли вредный для здоровья асбест.