Пограничники стали изымать загранпаспорта, в которых есть орфографические и другие ошибки, в конце прошлого — начале нынешнего года. Туристы, у которых из-за этого сгорели путевки, пошли в суды. Руководствуясь вполне понятной логикой: если территориальный орган МВД выдал неправильный паспорт, то ему за это и отвечать. В том числе деньгами.

И суды стали удовлетворять подобные иски, рассказал вице-президент Ассоциации туроператоров России Артур Мурадян:

Артур Мурадян генеральный директор туроператора Space Travel, вице-президент АТОР по вопросам выездного туризма «Мы видим решения первой судебной инстанции, которые были рассмотрены в ряде регионов по заявлениям тех, кто не смог выехать в связи с техническими ошибками в паспортах. Где-то неправильно, ошибочно был выставлен пол, где-то были ошибки в правописании. Суды на удивление, кстати, встают на сторону пострадавших в этой ситуации и присуждают компенсацию. Надо понимать, что в одном заседании присудили частичную компенсацию потерянных билетов и путешествия, а в последнем случае, о котором мне известно, была присуждена полная стоимость потери билетов плюс штраф и была повешена неустойка на территориальные органы МВД, которые отвечают за выдачу загранпаспортов».

Об одном случае, когда суд встал на сторону пострадавших туристов, Business FM недавно уже рассказывала. У туристки из уральского города Озерск в аэропорту Екатеринбурга изъяли паспорт. В документе было неправильно написано отчество женщины. А у ее ребенка в строке «пол» была проставлена не буква, а символ. Новогодний отдых всей семьи в Таиланде был сорван. 110 тысяч рублей из потраченных на путевку почти 600 тысяч вернул семье туроператор. Остальное удалось отсудить. Суд постановил, что МВД должно выплатить туристам 465 тысяч рублей за путевку и 30 тысяч за моральный вред.

В похожей ситуации оказался турист из Челябинска Дмитрий, у которого зимой все в том же аэропорту Екатеринбурга забрали загранпаспорт из-за ошибки. И он тоже обратился в суд. О том, что из этого получилось, рассказывает сам Дмитрий:

«Мы выиграли суд. Действительно, возместили. Решение еще не вступило в законную силу, но предварительно выиграли. Сумма полностью удовлетворила, и 7 тысяч — моральный ущерб. У нас 76 тысяч было. Мы купили билеты за свой счет, и нам возместили стоимость билетов. То есть за тур нам никто ничего не возмещал, мы дальше отдыхать поехали. У нас пропало два дня тура. Но эти два дня сложно было доказывать, мы не стали даже требовать возмещения этих средств. Апелляцию, насколько я знаю, еще не подали, мы еще не получили решение, еще мало времени прошло».

Дмитрию повезло: всего через день ему удалось обменять загранпаспорт и все-таки улететь с семьей на отдых в Эмираты. Правда, билеты пришлось покупать заново. Теперь эти расходы возместит МВД.

Станут ли суды массово удовлетворять требования россиян, пострадавших из-за неправильной буквы в загранпаспорте? Мнение владельца юридической компании «Заутренников и партнеры» Константина Заутренникова:

Константин Заутренников владелец юридической компании «Заутренников и партнеры» «Я считаю, что эта история будет массовой, да и популярной среди лиц, которые пострадали от данной ошибки. Потому что, на мой взгляд, тут достаточно простой алгоритм доказывания: это функция министерства внутренних дел — выдача паспортов. Этим органом допущена ошибка, что явилось прямой причиной тех убытков, которые взыскивают лица. Это стоимость путевки, стоимость авиабилетов и сопутствующих расходов. Дело выиграть, особенно при наличии уже сложившейся судебной практики, достаточно просто. Будет ли это обжаловать МВД — вопрос, наверное, к МВД. Я лично в этом смысла не вижу».

После того как о проблеме стали активно рассказывать СМИ, многие россияне проверили свои документы и оперативно поменяли паспорта, выданные ранее с ошибками. Также гораздо внимательнее к проверке документов стали относиться и турагенты. В ряде случаев они успевали предупредить туристов о том, что паспорта нужно срочно поменять.