Обновлено в 13:41

Джо Байден провел встречу с Владимиром Зеленским. Переговоры в Белом доме прошли поздно вечером в четверг и продлились около часа, после чего Зеленский появился на пресс-конференции уже с вице-президентом Камалой Харрис. Байден заявил, что США продолжат поддерживать Украину, и анонсировал новый пакет военной помощи на 2 млрд долларов.

Одновременно глава Белого дома обещал передать Киеву все средства, уже выделенные конгрессом, — вероятно, на случай победы Трампа. Западные СМИ активно обсуждали перспективу снятия ограничений с ВСУ на применение иностранного оружия для ударов вглубь России. Его не последовало. Нововведения в российской ядерной доктрине, допускающие применение Москвой оружия массового поражения в ответ на неядерную агрессию, участники встречи не прокомментировали.

Ранее днем госсекретарь США назвал планы Москвы «безответственными» и «несвоевременными» и призвал осудить «ядерную риторику» российских властей. Кремль объявил обновление ядерной доктрины «сигналом» недружественным странам о последствиях их участия в нападении на Россию.

Итоги поездки Зеленского в США комментирует председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:

— Союзники Украины, прежде всего Соединенные Штаты, понимают, что противостояние дошло до уровня, после которого ответы России, которые значительно взвинтят уровень противоборства и могут выйти на конфликт уже напрямую со странами, которые Украину поддерживают, уже становятся вероятными. До этого они на протяжении двух с половиной лет исходили из того, что российские красные линии декларативны, но сейчас понятно, что уже дальше не реагировать Россия не может и не будет. Является ли это реакцией именно на изменение основ в политике ядерной сферы или они по совокупности пришли к этому выводу, трудно сказать, я думаю, что скорее первое, но изменение политики только подчеркивает российский настрой. Провоцировать с публичным разрешением Украине наносить удары вглубь российской территории сейчас они не хотят. На мой взгляд, это не означает пока еще, что курс на сворачивание эскалации с западной стороны уже выбран. Я думаю, что они пока что хотят посмотреть на ход событий. С другой стороны, ситуация, в которой находится Украина, не очень благоприятна для нее, и понятно, почему Зеленский так настаивает на этих возможностях, потому что ему эскалация, может быть, даже выгодна, то есть ему важно очень как можно глубже втянуть Запад в этот конфликт. Запад это, кажется, понимает, как минимум в Соединенных Штатах. По совокупностям мы имеем отсутствие решений и наличие рассуждений о том, что, возможно, придется пойти на уступки.

— Но вопрос о боеприпасах дальнего действия возникает не в последний раз, да, наверняка?

— Конечно, возникает не в последний раз, поскольку мы по опыту предшествующих лет конфликта видим, что практически все, о чем говорили, все, что обсуждалось в публичной сфере, в общем, осуществлялось. Не сразу и подход Байдена, по крайней мере, до тех пор, пока он остается президентом, он очень вязкий, он не принимает резких решений, он сначала очень долго взвешивает. Так что вполне возможно, что эта тема пока просто подвешена. С другой стороны, уровень эскалации уже таков, что переход на следующую качественную ступень может быть, а это то, чего западные страны пока, по крайней мере, допустить не желают.

Итоги встречи комментирует научный руководитель Российского Совета по международным делам Андрей Кортунов:

— Если говорить о позиции Соединенных Штатов, то, по всей видимости, на эту позицию повлияло недавнее заявление российского президента о внесении коррективов в российскую доктрину использования ядерного оружия. И хотя на публичном уровне российское руководство резко критиковали за это изменение, делая вывод, что это приводит к снижению порога начала ядерной войны, тем не менее такой сигнал восприняли со всей серьезностью. И решение Байдена — пока что не давать санкции на использование американских ракет большой дальности по объектным в глубине российской территории — это реакция на российское заявление. Для украинского руководства это неудача, поскольку уже на протяжении длительного времени в Киеве ищут какое-то чудо-оружие, которое могло бы переломить ход боевых действий. И последнее такое оружие, о котором много говорят, это как раз западные и прежде всего американские ракеты большой дальности. Решение администрации понятно, провоцировать эскалацию накануне выборов для демократов крайне невыгодно, поскольку это будет тут же использовано их политическими противниками, тогда администрацию будут обвинять в том, что она не добилась никаких существенных результатов в российско-украинском конфликте и ставит мир на грань ядерной войны. Поэтому, наверное, такое решение было предсказуемо. Что касается заявления Сербии, то это уже не первое заявление такого рода. Многие политики и на Западе, и в странах Глобального Юга неоднократно говорили, что любой компромисс должен предполагать в том числе и какое-то соглашение по территориальному вопросу, которое не будет соответствовать нынешней установке Киева на возвращение к границам 1991 года. Но при этом мы знаем, что, по крайней мере, официальная позиция Украины по этому вопросу не изменилась, Зеленский еще раз подчеркнул во время поездки в Соединенные Штаты, что он не рассматривает возможность территориальных уступок. Эти публичные заявления не означают, что какой-то торг по этим вопросам невозможен. Но пока что мы не видим проявления гибкости со стороны Киева в этом вопросе, по крайней мере, на официальном уровне.

— То есть стоит сейчас ожидать, что вопрос, можно ли использовать дальнобойные вооружения, на некоторое время сойдет на нет или вряд ли?

— Здесь мы видим, что позиция Запада не монолитна, есть страны, которые такое решение Киеву готовы предоставить, в частности, британская позиция отличается наибольшим радикализмом. Кроме того, по словам украинской стороны, у них у самих есть серьезные технические наработки, которые позволяют им создавать такие системы с большим радиусом действия, даже если западные партнеры санкции на использование их вооружения не дают, Украина может применять свои системы. Это вопрос открытый, насколько можно здесь использовать эти системы без поддержки Запада. Поэтому остается много неясностей, но это заявление Байдена говорит о том, что в Вашингтоне, по крайней мере, относятся серьезно к российским позициям, к российским предупреждениям.

Дональд Трамп все же встретится с Зеленским. Трамп ранее заявил, что отказывается от встречи с ним из-за посещения военного предприятия в Пенсильвании в сопровождении чиновников-демократов, что является, по мнению республиканца Трампа, вмешательством в выборы. Но после встречи Зеленского с Байденом Трамп сказал, что согласен на встречу, и она состоится в Trump Tower вечером 27 сентября. Трамп передумал после того, как Зеленский передал ему послание о том, что хочет «закончить войну справедливым миром» и что им «важно встретиться вживую, чтобы понимать друг друга на 100%».

Администрация США, по словам координатора стратегических коммуникаций Совета нацбезопасности Джона Кирби, допускает, что Киеву придется пойти на территориальные уступки для урегулирования конфликта на Украине. Он подчеркнул, что решение будет зависеть от Зеленского, потому что Вашингтон «не дает указаний» и не «участвует в таких играх». В рамках военной помощи Киеву Байден объявил, что Украине передадут управляемые дальнобойные авиабомбы JSOW или EGM 154. Бомба используется в американских самолетах F-16, рассказывает военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:

Дмитрий Корнев военный эксперт, основатель портала Military Russia «Боеприпас EGM 154 JSOW — фактически управляемая авиабомба, созданная на базе обычных бомб, но со специфическим корпусом. Такого рода обтекаемые корпусы с треугольным сечением в носовой части относят к корпусам со сниженной радиолокационной заметностью. Но сейчас все или многие и управляемые бомбы, и крылатые ракеты имеют подобного рода обводы. Такие обводы снижают площадь данного летательного аппарата на экране радара, соответственно, его сложнее и обнаруживать. Скорость полета, скорее всего, такого аппарата чуть больше, чуть сложнее перехватывать. И за счет обтекаемости корпуса дальность полета тоже выше. Она планирует, у нее нет двигателя, то есть она не летит как ракета. Если ее сбрасывать на большой высоте, то дальность полета до 130 километров. То есть это серьезное по своей мощности и могуществу изделие, по сути, разработка начала 90-х конца 80-х годов. С одной стороны, старое изделие, с другой стороны, простое, надежное, зарекомендовавшее себя, применялось во многих военных конфликтах, в которых принимали участие Военно-воздушные силы Соединенных Штатов. Для противовоздушной обороны это непростая цель, но не такая сложная и не такая страшная, как, например, крылатые ракеты Storm Shadow, сбить такой аппарат проще, чем современные крылатые ракеты. Надо понимать, что ВСУ уже опробовали применение ракет Storm Shadow в комплексе с ложными целями, и ПВО в таком случае может отвлекаться на уничтожение ложных целей, а ракеты прорываются. С этими бомбами 100% применение ложных целей будет происходить, то есть не стоит надеяться на то, что это будет абсолютно легкая цель и добыча для противовоздушной обороны, придется поработать, придется бороться. Легко и непринужденно они будут применяться только самолетами F-16. Если появятся другие западные самолеты в распоряжении ВСУ, возможно, их тоже могут вооружить этим боеприпасом. Советские самолеты, которые есть в распоряжении ВСУ, придется адаптировать, то есть это займет какое-то время. Но F-16 могут их применять без каких-либо переделок, изменений и прочего. То есть в любом случае новость не самая приятная, но понятно, что появление некоторого количества таких боеприпасов кардинальным образом вряд ли изменит ход действий. Тем не менее все зенитные ракетные комплексы, которые у нас сейчас есть на вооружении, создавались позже, чем появился этот боеприпас, и они создавались с учетом того, что такого рода боеприпасы уже существуют и с ними надо бороться. Поэтому, скорее всего, это нелегкий боеприпас для ПВО, но это рабочая цель, с которой наши системы ПВО должны умеет работать и уметь сбивать».

Итоги поездки Зеленского США, некоторые СМИ назвали ее «турне», активно обсуждает зарубежная пресса.

Зеленский вернется из США, не добившись снятия ограничения на удары вглубь России западными вооружениями, заключает британская The Times. И хотя анонсированные Байденом поставки авиабомб для F-16 увеличат ударные возможности Украины, они не позволят Киеву добраться до российских военных баз вдали от границы. Издание отмечает, что, похоже, именно результат выборов в США — предвыборная гонка находится в пиковой точке — должен определить исход российско-украинского конфликта, если не будущее всей Украины.

То же подмечает и France 24, заявляя, что сложившаяся политическая обстановка в США — неспокойные воды, по которым Зеленский плывет и в конечном итоге может потерпеть крушение, а точнее потерять поддержку.

Визит украинского лидера Владимира Зеленского в США, по мнению The New York Times, показал, что в Вашингтоне его по мере затягивания конфликта встречают все более сдержанно, без толп и оваций. Все чаще к нему возникают «гневные вопросы» со стороны некоторых республиканцев, пишет газета.

И есть за что, отмечает The Washington Post. Его особое внимание к Байдену и Камале Харрис, посещение завода вместе с ними в колеблющемся штате Пенсильвания стали почвой для конфликта. Но вызваны они, по мнению газеты, именно отчаянной попыткой убедить действующую администрацию снять запрет с применения дальнобойных ракет. Газета подчеркивает, ссылаясь на некоторых военных аналитиков, что Россия готова к значительным успехам, если Украине не удастся переломить ситуацию в ближайшие недели.

Будет у Зеленского и новая встреча с Байденом, Вашингтон анонсировал их новые контакты 12 октября в Германии. Заявлено, что на них будет обсуждаться так называемый план победы Зеленского, который Белый дом описал как «набор инициатив» Киева.