Минтранс предложил запретить использование за рулем планшетов и телефонов. А еще просмотр контента со штатных мультимедиасистем во время движения. Использование телефонов по прямому назначению за рулем автомобиля запрещено уже давно, и за это водителей активно штрафуют при помощи камер. Как и за непристегнутые ремни. И это многим кажется логичным, но к новой инициативе пока есть масса вопросов.

Запретить в Минтрансе хотят использование «различных устройств, которые могут отвлекать водителя и снижать его внимание. Основные такие устройства — это планшеты, смартфоны или мультимедийные устройства самого автомобиля, когда используются для просмотра видео в процессе движения». Надо полагать, что речь идет в том числе о телефонах и планшетах, установленных на различных держателях, с которых те же таксисты принимают заказы и смотрят в навигатор. А если навигатор встроен в мультимедиасистему — в такой экран смотреть можно? И чем он лучше с точки зрения безопасности? Такими вопросами задается председатель общественного движения «Форум такси» таксист Олег Амосов:

Олег Амосов председатель общественного движения «Форум такси», таксист «Китайские автомобили — буквально два или три дня назад наблюдал — там три огромных планшета мультимедийных сразу в автомобиле. Понимаете, даже не знаешь, куда смотреть. Они сразу уже вмонтированы туда, в автомобиль. То есть там куча камер расположена, ты можешь вообще на дорогу не смотреть, можешь смотреть в эти мультимедийки и по ним ехать. Что плохого, когда маленький какой-то телефончик или планшет какой-то установлен дополнительно на той же самой Lada Granta, где еще флешки не читает мультимедийка, а надо диски вставлять, которых уже ни у кого нет? А у кого-то еще автомобили, где кассетные магнитофоны стоят. И что теперь? Ему нельзя поставить свой телефон, чтобы он работал как навигатор? Ну это маразм».

Следующий вопрос: человек за рулем ведет автомобиль, а с экрана его пассажир смотрит видео. А водитель не смотрит. Его накажут? А если водитель на экране мультимедиасистемы нажимает кнопку «Принять вызов», чтобы поговорить по телефону по громкой связи? Это использование по назначению? Ведь просто взять трубку водитель не может уже давно. Штраф 1000 рублей, как и за непристегнутый ремень. И, например, в Москве, по данным ЦОДД, уже почти половина камер (47%) могут фиксировать такие нарушения. А за последний год камеры научились распознавать непристегнутые ремни и у пассажиров на передних сиденьях. И за первые восемь месяцев уже зафиксировали 150 тысяч таких нарушений. Накажут за непристегнутого пассажира водителя, причем столько раз, сколько он попадется под камеры за одну поездку, говорит автоюрист Сергей Радько:

Сергей Радько автоюрист «Это правонарушение характеризуется каким-то моментом, когда его выявляет камера, будь то превышение скорости, разговор по телефону или езда без пристегнутого ремня, потому что если это нарушение считать длящимся, тогда получается, что можно штрафовать один раз в полгода или год. То есть как будто бы я сегодня сел за руль и катаюсь полгода и не пристегиваюсь. Это же не будет одним нарушением, поэтому нарушение считается выявленным, когда камера его фиксирует, и сколько раз камера выявит, столько штрафов и придет».

Водителей это тоже касается: сколько раз попал под камеру непристегнутым — столько штрафов и заплатишь. Ограничения на один штраф в сутки тут не предусмотрено. О таком послаблении говорили, когда обсуждался штраф за езду без ОСАГО.

Тогда было предложено за такое нарушение, выявленное с помощью камеры, не наказывать чаще раза в день. Но, поскольку камеры отсутствие ОСАГО до сих пор не фиксируют вообще, этот принцип смягчения наказания тоже еще не применялся.