Прокуратора Красноярского края назвала основную версию отравления семьи, в которой погибли четверо детей, — использование дихлофоса. Установлено, что дом, где жили мать, отец и их дети, накануне трагедии обрабатывали ядом от насекомых. Говорилось об аэрозоле «Варан» производства новосибирского завода «Сибиар». После обработки дом проветрили, но утром всем жильцам стало плохо, появились симптомы кишечного отравления. В больнице смогли спасти только родителей. Прокуратура сообщила, что в анализах нашли следы вещества, предварительно входящего в состав дихлофоса.

Продолжает обозреватель «Российской газеты» в Красноярске Дмитрий Машуков:

Дмитрий Машуков обозреватель «Российской газеты» в Красноярске «Производитель аэрозолей осведомлен о ситуации, пытается разобраться в ней. Это дихлофос «Варан». Речи о том, чтобы изъять этот товар из продажи, пока, как я понимаю, не идет. Обычно такая информация исходит от Роспотребнадзора. Роспотребнадзор пока молчит. Биологический материал погибших детей доставлен в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр судебно-медицинской экспертизы». Экспертизы установят токсическое вещество, которое, предположительно, стало причиной отравления и смерти детей».

В то же время в красноярском СК сообщили, что, по предварительным данным, в организме погибших детей и их отца следов инсектицида от насекомых не было обнаружено.

Средство «Варан» — бытового назначения. Для человека такие вещества не опасны, утверждают опрошенные Business FM специалисты. То, что случилось, больше похоже на острое отравление ядами первого класса опасности, считает исполнительный директор ассоциации «Дезинфекция и пест-контроль», медик по образованию Наталья Афлитонова:

Наталья Афлитонова исполнительный директор ассоциации «Дезинфекция и пест-контроль», медик по образованию «Там целевые насекомые-то не умирают, а люди тем более. Мы работаем с профессиональными концентрациями. В нашем профессиональном сообществе бытовые средства считаются вообще неэффективными, потому что действующего вещества всегда мало. Знаю случаи, когда дезинфекторы забывают маски и работают в профессиональных дозировках — у них будут кашель, слезотечение, но поражаются верхние дыхательные пути. Аэрозольный метод не попадает так глубоко внутрь. Он не всасывается кожей, тем более если говорили о том, что глава семьи накануне травил. Невозможно аэрозольно получить такую дозировку яда, чтобы это было причиной смерти. Нужно искать другую причину. Острое воздействие — это яды первой группы опасности. Инсектициды, которые мы используем и которые выпускает Новосибирск, — это четвертая [группа], это малоопасный яд».

Сам дихлофос не может привести к гибели человека. Но вот фосфорорганические соединения, к которым он относится, — это сильнодействующие яды, указывает доктор химических наук, профессор, член совета Ассоциации специалистов по химико-токсикологическому и судебно-химическому анализу Игорь Родин:

Игорь Родин доктор химических наук, профессор, член совета Ассоциации специалистов по химико-токсикологическому и судебно-химическому анализу «Отравление такими веществами может быть достаточно вероятным сценарием, поскольку эти соединения изначально разрабатывались как сильнодействующие яды. И среди веществ из группы фосфорорганических соединений, органических производных фосфорной и фосфоновой кислот, есть вещества, которые использовались, например, в гитлеровской Германии в качестве отравляющего вещества в концентрационных лагерях. Например, табун, который по структуре довольно близок к дихлофосу. Поэтому при проведении экспертизы эти соединения технически сложно отличить друг от друга. Эти вещества в организме быстро подвергаются распаду, поэтому в течение небольшого времени с момента интоксикации сами вещества в организме исчезают, остаются только их метаболиты. Найти их бывает проблемно».

Также региональный следком рассматривает другие возможные версии: отравление курицей и пельменями, приобретенными в сельском магазине, и отравление продуктами собственного хозяйства.

Кроме того, правоохранители анализируют внутренние отношения в семье, психическое состояние ее членов, а также не осложняли ли жизнь домочадцам кредиты.