Выпущенная ЦБ памятная монета к 50-летию «Ежика в тумане» спровоцировала скандал
Режиссер и художник-мультипликатор Юрий Норштейн назвал сам факт чеканки этой монеты воровством. И досталось от Норштейна всем. Критике подверглись Банк России, руководство «Союзмультфильма», депутаты и сенаторы, а также министры культуры — как бывший, так и действующий. Параллельно обращение Юрия Норштейна вновь подняло вопрос об авторских правах на советские мультики
Читать на полной версииРежиссер и художник-мультипликатор Юрий Норштейн записал 15-минутный ролик, в котором высказал все, что он думает о тех, кто сегодня зарабатывает на образах и героях советских мультфильмов, и о том, кто позволил им зарабатывать. И если исключить переход на личности, суть претензий Норштейна можно разделить на две части — творческую и юридическую. Негодование мультипликатора вызывает как качество работ, которые на рынок выпускают те, кого он считает плагиаторами, так и то, что им вообще дали такую возможность, а художников, создавших оригинальный продукт, оставили ни с чем.
По версии Юрия Норштейна, руководство «Союзмультфильма» добилось того, что все художники, рисовавшие мультики для этой студии в советские годы, с юридической точки зрения стали не авторами, а всего лишь исполнителями, которые в свое время отрабатывали заказ работодателя.
В «Союзмультфильме» в свою очередь ответили пресс-релизом, в котором напомнили, что «Союзмультфильм» с 2017 года консолидировал все права на произведения студии и привел правовое поле в порядок. Там же отметили, что выплаты авторского вознаграждения осуществляются Госфильмофондом России и что для поддержки ветеранов студией также создан благотворительный фонд поддержки анимации.
Что касается новых мультфильмов, то сейчас система в России такая же, как на Западе. Права чаще всего отходят студии, а вопрос, как будет монетизироваться вклад художников, режиссеров, композиторов и так далее, решается с ними на берегу. На Западе так это работало более или менее всегда, рассказывает ведущий юрист компании «Онлайн патент» Елена Юринская:
Елена Юринская ведущий юрист компании «Онлайн патент» «В зависимости от их договоренностей персонаж либо остается за студией как полностью созданное произведение, либо права остаются непосредственно у создателя и на основании, допустим, лицензионного договора передаются студии. Сейчас у авторов в Российской Федерации есть возможность по договоренности со студией либо передавать свои права в полном объеме студии, либо оставлять за собой авторские права на персонажей, на сценарии, на какие-то художественные изображения и выдавать лицензию студии, чтобы получать либо роялти, либо разовое вознаграждение в зависимости от договоренностей».
История же с правами на советские мультфильмы крайне запутанная. Они продавались, передавались из одних структур в другие, за них судились и так далее. И, как это ни странно, во времена СССР авторские права художников и прочих, как теперь принято говорить, авторов контента были защищены лучше. Продолжает юрист по интеллектуальной собственности Владимир Рыбин:
Владимир Рыбин юрист по интеллектуальной собственности «В советское время действовало очень неплохое для авторов законодательство об авторских правах. По законодательству СССР автор мог всерьез рассчитывать на то, что более или менее вся совокупность прав или останется у него, или вернется к нему. И от этой модели в 1990-е годы ушли и перешли к прямо противоположной — по умолчанию концентрация прав происходит на стороне работодателя, заказчика или продюсера. Если мы применяем диспозитивный порядок, с очень большой вероятностью, может внезапно оказаться, что достаточно большое количество прав сконцентрировано на стороне художника. Дальше мы сталкиваемся с тем, что этот диспозитивный порядок может быть изменен договорными обязательствами. За 50 лет их могло накопиться довольно много, и каждая сторона может по-своему понимать, что ей принадлежит, что не принадлежит, какие права, какие обязанности, какие условия, особенно если они переписывались несколько раз».
По словам эксперта, сколько бы претензий ни возникало к современной системе, когда права по максимуму консолидируются у студий, лейблов, продюсеров и так далее, но главное — в одних руках, как бы то ни было, это единственная модель, которая может работать в рыночных условиях. А история с правами на советские мультики — это такой туман, из которого не выбраться ни лошадке, ни ежику.