Бум потребления на фоне рекордного роста зарплат и не успевающего за ним роста экономики оказался одним из самых неожиданных для власти следствий санкций против России за последние 2,5 года. Теперь на фоне длящегося рекордно долго цикла высоких ставок оформляется новый важный тренд: россияне впервые в новейшей истории начинают тратить и копить одновременно. Для этого они максимально активно используют деньги с кредиток, не трогая вклады и накопительные счета.

По прогнозу Bloomberg, до конца 2024 года ключевая ставка Банка России может быть еще повышена и достигнет пика 20-22% в четвертом квартале. Двузначные ставки по кредитам и вкладам в России держатся с августа 2023-го, а нынешний цикл повышения ставок начался в июле прошлого года.

Приток средств населения на вклады и накопительные счета при таких высоких ставках и росте зарплат был вполне ожидаемым. Так много на банковских депозитах до этого россияне зарабатывали только в марте 2022 года, когда ключевую ставку по известным причинам пришлось экстренно поднимать более чем вдвое, до 20%. Неожиданным оказался бурный рост кредитования, хотя ставки по кредитам всегда выше ставок по вкладам. Причем росли не только выдачи ипотеки, где действовали и отчасти продолжают действовать льготные программы, но и потребительские кредиты и автокредитование, где таких относительно дешевых кредитов с господдержкой нет.

Теперь статистика стала показывать, что население считает нынешнюю ситуацию с инфляцией, ставками, санкциями новой нормальностью. И пытается «взять от жизни все», сочетая рост потребления с попыткой сохранять и приумножать накопления.

В августе 2024 года россияне стали интенсивно использовать доступные им лимиты по кредитным картам. Как следует из статистики бюро кредитных историй «Скоринг бюро», уровень утилизации кредиток (так называется доля используемого лимита по карте) в этот месяц увеличился на 1,9 процентного пункта, до 33,9%. Это самый большой показатель и самый большой прирост с начала 2022 года.

Причем, по данным того же «Скоринг бюро», средний размер выдаваемого потребительского кредита в августе снизился до 159 651 рубля — это минимум за последние семь месяцев. Средний размер займа на покупку автомобиля снизился на 1,15% относительно июля этого года, до 1,448 млн рублей. Год к году падение составило почти 4%. Средний чек по ипотеке составил 4,095 млн рублей. Это ниже июльского показателя на 8,1% и на 2,6% меньше значений прошлого года.

Показательно, что вся эта статистика — за август, то есть еще до последнего по времени повышения ключевой ставки до 19%, которое случилось 13 сентября.

При этом россияне стали активнее менять краткосрочные вклады, на срок до трех месяцев, на среднесрочные — от полугода до года. То есть мы имеем вполне целостную новую картину использования личных денег. Объем средств на вкладах и накопительных счетах растет, средний чек всех кредитов падает. Но люди не снижают потребление, не снимают деньги с вкладов, а кредитные средства замещают увеличением использованного лимита по кредитным картам.

Если возвращать деньги по кредиткам на счет до истечения льготного периода, процент не платится. То есть россияне стали активнее пользоваться кредитками как беспроцентным кредитом. И не делают однозначный выбор в пользу сбережения денег или активных трат. Цель: и копить, и тратить одновременно. Раньше всегда было «или-или» — спад потребления сопровождался ростом сбережений, а когда люди начинали активнее тратить деньги, меньше сберегали. Речь идет о сравнении потребительских стратегий в этом веке, в 1990-е годы абсолютное большинство населения не имело возможностей ни копить, ни активно потреблять.

Копить и тратить одновременно — рискованная стратегия. По данным сервиса «Кредитный рейтинг», доля пользователей, допускающих просрочки по кредиткам, выросла на 6 процентных пунктов: с 27% в начале 2024 года до 33% в июле. В Объединенном кредитном бюро подсчитали, что объем просрочки по кредиткам длительностью 90 и более дней увеличился до 579,16 млрд рублей в июле 2024 года.

Складывается ощущение, что охладить всплеск потребительского спроса при таких раскладах могут заградительная высокая инфляция непонятного размера (притом что Банк России изо всех сил, наоборот, старается не просто снизить ее, а непременно вернуть к своему инфляционному таргету 4% годовых) в сочетании с прекращением роста зарплат и возвращением товарного дефицита. Однако угроза возникновения дефицита из-за роста потребления, опережающего возможности экономики и производственных мощностей, а также ненулевая вероятность стагфляции, высоких темпов роста цен при нулевом росте или даже падении ВВП — главная причина, по которой Банк России продолжает повышать ставку.

Получается замкнутый круг. Сохранение высоких темпов потребления мешает охлаждению экономики, а замедление кредитования физических лиц, которого пытается добиться Банк России, может быть нивелировано активным использованием кредитных карт как беспроцентных кредитов.

Так что к жизни в условиях санкций приспосабливается не только экономика, но и сами граждане. Попытки сочетать активное потребление с накоплением — бытовой ответ на новую экономическую реальность. Откладывать покупки, в том числе крупные, в долгий ящик люди не хотят — веры в то, что желанные товары в обозримом будущем перестанут дорожать или даже вообще сохранятся, нет. Но и отказываться от накоплений в ситуации, ставшей нормой экономической неопределенности, тоже неразумно. Когда повседневная жизнь, мягко говоря, не становится безопаснее, лучше по возможности максимально повышать хотя бы уровень личной финансовой безопасности.

Сочетание санкций, параллельного импорта, роста зарплат и высокой инфляции создало уникальную для российской экономики ситуацию. Появился шанс одновременно тратить и копить, которым люди пытаются воспользоваться сполна.