Минобрнауки обновило список экзаменов для поступления в вузы
Техвузы смогут потребовать от абитуриентов сдать физику, а не профильную математику. А для учебы на педагога нужно будет сдать экзамен именно по тому предмету, который в дальнейшем планируется преподавать. Правила начнут действовать с 2025 года
Читать на полной версииОбновлено в 17:12
Минобрнауки обновило список экзаменов, необходимых для поступления в вузы. Новые правила начнут действовать с 2025 года. Соответствующий проект приказа ведомство выложило на портале нормативных правовых актов для общественного обсуждения. Технические вузы смогут потребовать от абитуриентов сдать физику, а не профильную математику. А для учебы на педагога нужно будет сдать экзамен именно по тому предмету, который в дальнейшем планируется преподавать.
Перечень может начать действовать уже с 2025 года, и тогда нынешним одиннадцатиклассникам придется поступать по новым правилам. Комментирует директор петербургского лицея № 369 Константин Тхостов:
Константин Тхостов директор петербургского лицея № 369 «Сдавать профильные экзамены будущим учителям-предметникам — это давно назревшая необходимость. В частности, нельзя сдавать обществознание, используя только принцип поступления в педагогическое высшее учебное заведение. Нет, если мы говорим, что это будущий учитель физики, он обязательно должен сдавать предмет, который будет вести и передавать детям, — это физику. То же самое, если мы говорим об учителях биологии, странно требовать экзамен по обществознанию у того, кто будет погружать ребят в мир биологии, тем более в XXI веке, когда биотехнологии, когда все, что связано с медициной, требует отточенных фундаментальных знаний, без которых учитель действительно не может пройти профотбор на занимаемую должность. Что касается инженерных специальностей, действительно, смешно говорить о них без знания фундаментальной физики. Это не спешка, об изменениях в системе поступления говорилось еще год назад. Кто внимательно слушал и понимал к чему стремиться, у того проблем не возникнет. Школа не готовит к ЕГЭ, ЕГЭ — это вступительный экзамен в высшие учебные заведения, основанный на фундаментальных знаниях. Если школа честно исполняет свою работу, а семья любит и поддерживает своих детей, то у ребят никогда никаких проблем не возникнет. Если мы играем в угадайку — ой, мы не ожидали, — тогда могут быть сложности».
Русский язык остается обязательным экзаменом. А, например, физика сейчас является обязательным вторым испытанием только для пяти направлений, связанных с фундаментальной наукой. Теперь министерство расширяет вариативность, и вузы смогут установить физику в качестве второго экзамена еще для 138 специальностей. В большинстве случаев замещение может быть произведено за счет профильной математики, которая в таком случае станет третьим вступительным испытанием.
Изменения обсуждали, но сроки введения оказались чрезвычайно короткими, поэтому нынешним одиннадцатиклассникам придется довольно сложно, говорит профессор, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:
Ирина Абанкина профессор, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ «Есть и другие изменения, в том числе [касающейся] математики на многие специальности, которые до этого старались выбирать те, кто хотели идти не совсем по гуманитарному профилю, скорее по общественным наукам. Например, государственно-муниципальное управление, на которое не требовалось сдавать математику. Если ребята хотели не совсем гуманитарное, например философия, филология и история, журналистика или юриспруденция, а больше связанное с управленческой деятельностью, то, например, на государственно-муниципальное управление профильной математики не требовалось. И сейчас эти ребята уже в 11-м классе должны будут готовиться к профильной математике или выбирать другие направления, связанные, например, с молодежной политикой или социальной работой, где по-прежнему вроде бы не нужна математика».
Абитуриенты обязаны предоставить результаты ЕГЭ по трем предметам, а в некоторых случаях по четырем. При этом финальный вариант перечня ЕГЭ по специальности вузы все еще могут составлять самостоятельно. Однако выпускники должны решить, по каким предметам будут сдавать ЕГЭ, до 1 февраля 2025 года. Вузы обнародуют перечень вступительных испытаний не позднее 20 января 2025 года.
То, что на инженерных направлениях должна быть профильной физика, а педагоги-предметники должны обязательно сдавать ЕГЭ по тому предмету, который они будут преподавать, — это, несомненно, нужные нововведения, но документ еще не доработан. При этом сроки его введения уже есть, говорит доктор технических наук, профессор, автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгений Белый:
Евгений Белый доктор технических наук, профессор, автор телеграм-канала «Наука и университеты» «Мне не нравятся темпы, с которыми это новшество пытаются внедрить. Ведь люди, когда выбирали профильные классы, ориентировались на действующий перечень. Затем летом появился проект нового перечня, в нем было много изменений, в том числе, например, обществознание ушло из перечней вступительных экзаменов на экономические специальности, и у абитуриентов началась паника. Многие изучали обществознание с репетиторами, родители вкладывали в это деньги, и вдруг пропал, это было летом. Теперь появляется новый перечень, в котором опять изменения. Кстати, и обществознание вернулось, я говорю про экономические направления. Но, опять же, это еще проект приказа, когда и в каком виде будет окончательный приказ, мы не знаем. И кроме того, есть правило, что вуз может разместить перечень вступительных испытаний до 20 января. То есть представьте себе, что после Нового года вуз размещает у себя на сайте, нет математики, есть физика, например. И когда абитуриентам прикажете готовиться к этим вступительным экзаменам? Я считаю, что хорошо было бы введение в действие этого приказа отложить на год, но не в 2025 году в приемной кампании использовать, а в 2026-м, тогда и дети, их родители успеют все это осознать, начать вовремя подготовку. Год на подготовку нужно всем дать».
Возможность вузам выбрать собственные экзамены из большого перечня усложняет абитуриентам процесс выбора высшего учебного заведения, считает основатель онлайн-школы ЕГЭ «Инсперия» Анна Солдаева:
Анна Солдаева основатель онлайн-школы ЕГЭ «Инсперия» «Я смотрела про архитектуру, там наряду с техническими специальностями вуз может выбрать историю. Получается, что в большинстве вузов на архитектуру нужно будет сдавать математику, физику и информатику, а куда-то математику, физику и историю. А архитекторам и так сложно, потому что они готовятся к творческим вступительным испытаниям, у них рисунок, композиция, и получается, что как будто бы тогда абитуриент должен заранее выбрать вуз, в котором он будет учиться. Но этот вуз тоже может еще поменять свои вступительные испытания. Выпускники сдают три-четыре экзамена, кто-то даже пять экзаменов, и поменять правила игры практически перед самым экзаменом, я так понимаю, что вузы смогут менять предметы, которые они выбирают, каждый год. Или хотя бы тогда уже сделайте четыре-пять ЕГЭ, пусть их будет столько, но пусть они будут одинаковы для направлений во всех вузах. Потому что получается, что уже становится менее возможным заранее планировать даже конкретный вуз для поступления, в том числе из-за того, что могут измениться проходные баллы. Получится, что ребята, которые готовились к определенным экзаменам, просто не смогут поступить в эту группу вузов, в которой выбран тот предмет».
В середине сентября правительство не поддержало законопроект об отмене ЕГЭ в пользу традиционных государственных экзаменов. Законопроект внесли в Госдуму в начале июня. Авторы инициативы в числе преимуществ отмены ЕГЭ отметили отказ от «бессмысленного заучивания ответов на тесты», а также сохранение физического и психологического здоровья выпускников. Они подчеркнули, что содержание ЕГЭ «оторвано от школьного курса», а услуги репетиторов, необходимые для подготовки к экзамену, «непосильны для многих родителей».
ЕГЭ ввели в 2009 году. Проведение экзамена неоднократно становилось предметом дискуссий.