Часть импортеров столкнулись с проблемой маркировки одежды. Об этом пишет издание Shopper’s со ссылкой на участников рынка. Некоторые компании стали получать отказы в маркировке от зарубежных поставщиков. Альтернатива — маркировать товары самостоятельно на таможенных складах, но это дороже.

С 1 сентября в Россию нельзя ввозить одежду без маркировки «Честного знака». Это должно было произойти еще 1 апреля, но срок перенесли, чтобы рынок был готов. Маркировать одежду обязана компания, которая привозит товар в страну, поставщик это делать не должен. Но, чтобы упростить процесс, импортеру выгоднее договориться с поставщиком и запустить маркировку прямо на его производстве. И у больших компаний проблем с этим не возникло, говорит учредитель транспортно-логистической компании «VIG Транс» Игорь Ребельский.

Игорь Ребельский учредитель транспортно-логистической компании «VIG Транс» «По нашей практике, например, большие клиенты, крупные сети надежные, они, на самом деле, с этой проблемой не столкнулись. Потому что, наверное, здесь можно сказать, что заинтересованность производителя очень высокая и, может быть, во многом этот клиент для производителя является ключевым, поэтому здесь в большинстве своем идут, безусловно, на встречу и маркируют товар. Да, мы слышим в последнее время, что больше малый или средний бизнес сталкивается с проблемой, потому что для производителя просто неудобно вносить изменения в производственную линию для того, чтобы, соответственно, была маркировка».

Обязательная маркировка одежды в России стартовала с 2021 года. Пилотные проекты запускались еще раньше. Поэтому времени подготовиться всем должно было хватить. И на рынке даже появились компании, которые именно такие услуги предоставляют, рассказывает коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-карго» Михаил Коптев:

Михаил Коптев коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-карго» «Некоторые фэшн-клиенты также до сих пор маркируют товар за границей, допустим, на своем складе, если у них есть маркировочное оборудование и процессы налажены. То есть в Италии, в Бангладеш еще до санкций можно было ввезти оборудование и наладить этот процесс как у себя на складе импортера, так и у какого-нибудь 3PL-оператора, 4PL-оператора, который собирает заказы и тоже может маркировать этот товар. Сейчас много специализированных организаций, которые занимаются только лишь маркировкой».

Тем, кто не смог или не успел договориться о маркировке на производстве, сейчас приходится тяжелее. Часть производителей в Турции, Европе и ОАЭ отказываются перестраивать свои процессы ради небольших компаний. С трудностями могли также столкнуться импортеры премиум-товаров — парфюма, одежды и обуви, так как объемы совсем небольшие и подстраиваться под них поставщики не хотят.

Импортерам приходится переплачивать за услуги посредников. Или другой вариант — маркировать все на таможенном складе. А это автоматизировать куда сложнее, отмечает директор по маркетингу сервиса Buymi Мила Грошева:

Мила Грошева директор по маркетингу сервиса Buymi «Когда у вас есть партия одинакового товара на производстве, вам везде нужен одинаковый QR-код для одинаковой категории товара. Когда это происходит на таможне, непонятно, что там лежит. Допустим, приехал огромный контейнер. Его нужно сначала разгрузить, затем нужно вскрыть всю упаковку, а потом ее отсортировать. Это все делается вручную».

К тому же, по словам собеседников радиостанции, не всегда на складе есть сотрудники, чтобы вносить товары в базу. Ощущается дефицит кадров, и поэтому ценники растут. В сравнении с маркировкой на производстве это может стоить на 10-20% дороже.

При этом в Центре развития перспективных технологий Business FM сказали, что жалоб от импортеров не получали. В основном компании маркируют все за рубежом, говорит руководитель управления товаров народного потребления Центра развития перспективных технологий Варвара Михайлова:

Варвара Михайлова руководитель управления товаров народного потребления Центра развития перспективных технологий «В Турции вообще есть компания Anticargo, которая уже оказывает услуги по маркировке одежды. Вообще, важно понимать, что одежда, в том числе импортная, маркируется с 2021 года. При этом импорт занимает львиную долю среди всего предложения одежды на рынке. Только за период с января по июль на импортную одежду пришлось 63%. О каких проблемах говорят импортеры? Непонятно».