Англосакса Чарльза Дарвина призвали запретить в преподавании в школе. Комментарий Георгия Бовта
Тому, что призывы запретить преподавать теорию Дарвина в школе зазвучали именно сейчас и при этом пользуются определенной поддержкой в обществе, есть определенное объяснение. Оно, как считает политолог, состоит в общем упадке образования
Читать на полной версииПомощник председателя правительства России, экс-премьер Чечни Муслим Хучиев призвал исключить из школьных учебников теорию Дарвина, поскольку, по его словам, она «ошибочна» и способствует «духовному разложению детей». С таким предложением Хучиев обратился к министру просвещения Сергею Кравцову. «Все знают, что это ошибочная теория, она идет вразрез религии. Это первый шаг, я считаю, в духовном разложении детей. Мы можем это просто убрать», — сказал Хучиев в ходе первого заседания Всероссийского родительского комитета. По словам Хучиева, все религии «признали», что теория Дарвина «противоречит религиозному воспитанию». В 2019 году о том, что теория эволюции Чарльза Дарвина «совершенно ненаучна», говорил глава патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. Чем могут закончиться такие призывы?
Тому, что призывы запретить преподавать теорию Дарвина в школе зазвучали именно сейчас и при этом пользуются определенной поддержкой в обществе, есть определенное объяснение. Оно, на мой субъективный взгляд, состоит в общем упадке образования, который на обывательском уровне, впрочем, носит отчасти всемирный характер. В нашей стране это еще дополняется довольно агрессивными попытками некоторых общественных деятелей открыто насаждать обскурантизм, спекулируя на том, что якобы многие проявления прогрессизма пришли с Запада и им надо, дескать, противостоять.
Тут надо уточнить, что когда помощник премьера Мишустина говорит о том, что «все знают, что дарвинизм — ошибочная теория», это, мягко говоря, не соответствует действительности. И весьма странно, что на предложение запретить дарвинизм не отреагировало Минпросвещения, словно ведомства это не касается. Или там выжидают, чья возьмет, и им ответ на этот вопрос не очевиден? Представители религий — они да, действительно придерживаются теории о божественном происхождении человека. И их, представителей института церкви, отделенного от государства, никто не заставляет отрекаться от этой веры. На кострах сейчас тоже за это не жгут.
Однако в целом современная наука давно уже закрыла в принципе вопрос о происхождении человека именно эволюционным путем, найдены и свидетельства промежуточных этапов этой эволюции. Споры идут лишь о конкретном времени появления Homo Sapiens, этот диапазон колеблется в промежутке от 200 тысяч до 150 тысяч лет назад. Спорят также между собой моноцентристы и мультирегионалисты. Первые утверждают, что человек современного анатомического типа сформировался в Африке, а 80-60 тысяч лет назад началось его распространение в Евразию и Австралию. Вторые, каковых ученых меньшинство, считают, что миграция людей современного анатомического типа сопровождалась не замещением автохтонного населения, а гибридизацией и ассимиляцией аборигенов. Некоторые оригиналы, но тут скорее речь не об ученых, впрочем, вообще считают, что человек имеет внеземное происхождение, являясь либо потомком инопланетян, либо плодом их экспериментов.
Соцопросы, к прискорбию отечественных прогрессистов, показывают довольно широкое распространение в российском обществе архаичных и обскурантистских представлений о мире. По данным ВЦИОМ, 62% россиян выступают за то, чтобы в школах преподавали и дарвинизм, и креационизм. То есть как бы на равных. Почти 40% считают, что современная наука не в состоянии ответить на вопрос о происхождении человека, демонстрируя по этой части полное незнание. 23% полагают, что человек создан богом или другими силами, и лишь 28% поддерживают теорию его происхождения от общего с обезьяной предка в ходе естественной эволюции.
В развитых странах пик споров на эту тему применительно к школам прошел лет сто назад. Наибольшую известность приобрел так называемый «обезьяний» процесс в штате Теннесси весной 1925 года, после принятия на уровне штата «Закона Батлера», запретившего преподавать в общественных учебных заведениях дарвиновскую теорию. Обвиняемым стал школьный учитель Джон Томас Скоупс, которому присяжные вынесли обвинительный приговор, он был оштрафован на 100 долларов, это примерно 1,5 тысячи нынешних. Потом антидарвиновские законы приняли еще в двух штатах, но не более. После Второй мировой войны они были отменены везде. Кстати, с тех пор на фоне шока от запуска СССР первого спутника Земли и признания упадка американского образования в США осознали важность формирования более-менее общих школьных стандартов образования, каковые до тех пор были уделом фактически местных властей и активистов, среди которых было много дремучих мракобесов, которые всегда повышенно активны почему-то именно на ниве школьного образования.
Сейчас теория Дарвина обязательна для преподавания во всех учебных заведениях США, тогда как факультативно учащимся могут рассказывать о существовании и других теорий происхождения человека. Скажем, в рамках курса философии или истории религий.
Судя по соцопросам, теорию Дарвина поддерживают более 80% американцев, тогда как 18% ее полностью отвергают. Оно, конечно, бездуховная Америка нам нынче не указ, но и назло ей отвергать теорию эволюции англосакса Чарльза Дарвина все же, наверное, не стоит. Подождем, что скажет все-таки Минпросвещения. Наверное, отмалчиваться в таких случаях все же не стоит.