Обновлено в 16:08

В московских аэропортах будет введена фото- и дактилоскопическая проверка иностранцев. Она начнется с декабря в качестве эксперимента, заявил в интервью газете «Коммерсантъ» первый заместитель министра внутренних дел Александр Горовой. Одновременно аналогичная система контроля появится на автомобильном пункте пропуска «Маштаково» в Оренбургской области на границе с Казахстаном. Причем этот КПП — ключевой пункт для пересечения границы между странами.

В случае успешной реализации пилотного проекта правительство совместно с ФСБ будет рассматривать вопрос его масштабирования на все пограничные переходы, добавил Горовой. Комментирует руководитель Центра аналитических и практических исследований миграционных процессов, экс-замдиректора ФМС РФ Вячеслав Поставнин:

Вячеслав Поставнин руководитель Центра аналитических и практических исследований миграционных процессов, экс-замдиректора ФМС РФ «С одной стороны, это хорошо, контроль на границе — это лучше, чем бегать по территории РФ и гонять этих мигрантов и выдворять, лучше их не пустить. Дактилоскопия выявляет тех, кто находится в розыске, или кому запрещен въезд, или кто поменял документы. Мера-то хорошая, но меня беспокоит, что это очень дорогое мероприятие. У нас свободный въезд, идет огромный пассажиропоток, задержки в аэропорту не приводят ни к чему хорошему, изматываются люди, которые сюда приезжают, выматываются сотрудники. То есть это нагрузка на всю инфраструктуру аэропорта, в том числе людей, причем не очень хорошая. Поэтому надо делать много пропускных точек, поскольку у человека надо взять отпечатки пальцев, сфотографировать, поговорить, это время. У нас сейчас на каждого человека на границе полторы минуты максимум надо, чтобы поток не стоял. [Инициатива] хорошая, вопрос только — потянем ли это в деньгах, потянем ли это инфраструктурно, потому что, если сделать два прохода и всех туда загонять, это издевательство над людьми».

Процедура дактилоскопии проходится за несколько минут, тем самым она не должна создать очередей в столичных аэропортах, полагает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман ГусаровРоман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Сама по себе процедура дактилоскопии занимает в зависимости от ее объемов несколько минут, потому что нужно на сканер приложить пальчик, подержать. Но зачастую ведь не собирают информацию буквально обо всех десяти пальцах прибывающего туриста, прикладываются один-три пальца. Наверное, это будет занимать около одной-двух минут. Если мы говорим о московских аэропортах, то до пандемии в аэропортах уже были выделены, нарезаны необходимые пространства для прохождения пограничного и таможенного контроля, то есть мощности и ресурсы на это есть, они существуют, никуда не делись. Поскольку на сегодня такого пассажиропотока нет, а я хочу сказать, что мы до пандемии примерно половину пассажиропотока всей страны перевозили на международных линиях, сегодня мы перевозим куда меньше, и 80% этого пассажиропотока — это внутрироссийские перелеты, а количество иностранцев в этом пассажиропотоке совсем не великий процент. Относительно небольшой пассажиропоток иностранцев, прибывающих в РФ, позволит вполне с ним справиться даже теми мощностями, которые сегодня существуют в московских аэропортах. Единственное, надо будет эти пространства насытить соответствующими сотрудниками, обеспечить оборудованием, выстроить логистику, чтобы разделять прибывающих из-за границы пассажиров на граждан РФ и нерезидентов».

В настоящее время в России создается реестр иностранцев, находящихся в стране незаконно, добавил Горовой.

По его словам, после внесения в базу эти граждане не смогут управлять транспортными средствами, пользоваться банковскими услугами, регистрировать собственность, заключать и расторгать браки, а также оформлять детей в детские сады и школы.

Таким образом, можно будет легче отслеживать нелегальных мигрантов и ускорить их процесс депортации, отмечает юрист по миграционным вопросам Илья Краснокутский:

— Есть карточка мигранта в базе, к которой имеют доступ сотрудники МВД, и они смогут открывать эти карточки, поставить фильтрацию по этой базе, чтобы выдавала тех, у кого идет просрочка, отсутствие регистрации, технически это несложно. В базу в его карточку вносится нежелательность пребывания, не нужно делать через суд, теперь достаточно полномочий сотрудников МВД принимать решение о депортации.

— Мигрант попал в этот реестр, он с этого момента в розыск объявляется внутри страны?

— Нет. Когда выносится решение о нежелательности его пребывания, ему дают предписание выехать в определенный срок, если он не оспаривает это решение. Если он не выезжает, то при последующем его контакте с сотрудниками полиции они обратятся в его карточку в базе, посмотрят, что там ему вынесено предписание, он уведомлен об этом. Его будут задерживать, помещать в спецприемник и депортировать принудительно. Это и раньше так работало, но сейчас будет более массово. Ограничения касаются гражданских прав, не только отношений с миграционным учетом и режимом пребывания в стране.

Еще одно нововведение, которое вступит с января, — это сокращение сроков временного пребывания без оформления разрешительных документов. Если сейчас иностранцы могут находиться в России не более 90 дней в течение полугода, то с 2025 года разрешенные три месяца будут распространяться на годовой период. Но эти ограничения не коснутся иностранных граждан, получивших ВНЖ и заключивших трудовой договор, заявляли ранее в МВД России.