В Москве решительно осуждают массовый подрыв пейджеров в Ливане и призывают к его всестороннему расследованию, заявили в МИД России. «Рассматриваем произошедшее как очередной акт гибридной войны против Ливана, от которого пострадали тысячи ни в чем не повинных людей. Как представляется, организаторы этого высокотехнологичного нападения целенаправленно добивались разжигания масштабной вооруженной конфронтации, стремясь спровоцировать большую войну на Ближнем Востоке», — сказано в комментарии официального представителя МИД РФ Марии Захаровой. В заявлении атака названа также «грубым нарушением суверенитета Ливана и серьезным вызовом международному праву с использованием неконвенционального оружия». 17 сентября в разных частях Ливана почти одновременно взорвались пейджеры, которые использовали члены группировки «Хезболла». Не менее 11 человек погибли, около 4 тысяч ранены. На следующий день атаки повторились. На сей раз взрывались уже не только пейджеры, но и сотовые телефоны, и переносные радиостанции. Число погибших при новой волне взрывов достигло девяти, пострадали более 300 человек. Как оценить события?

Оказывается, пейджер, предмет насмешек «пацанов в малиновых пиджаках» 1990-х, вовсе не остался навсегда в ХХ веке, а до сих пор в ходу. В прошлом году мировой рынок пейджеров оценивался в 1,6 млрд долларов, их производят десятки компаний в Китае и на Тайване. Ими пользуются миллионы людей, только в США около 2 млн человек. Они незаменимы там, где нужен гарантированный доступ к абоненту, но нет телефонной и интернет-связи. Сигнал передается по частотам, близким к FM-диапазону, он способен проникать через толстые стены и металлические преграды. Поэтому пейджеры используют в здравоохранении, горнодобыче, службах экстренной помощи или, к примеру, на химпроизводстве, где они безопаснее смартфонов. Для боевиков «Хезболлы» на первом месте было то, что их трудно отследить. Там нет ни GPS, ни Bluetooth, ни по каким сотовым вышкам вы пейджер не отследите тоже. Поэтому такие устройства часто используют, в частности, торговцы наркотиками и террористы.

Израильские спецслужбы, надо признать, провели блестяще технически подготовленную операцию. Причем на второй день в Бейруте стали взрываться уже не только пейджеры, но и мобильники, и переносные радиостанции. Судя по всему, речь о целой партии гаджетов, закупленных одновременно со взрывающимися пейджерами.

Далеко не всякая спецслужба, как бы сейчас ни критиковали Израиль за гибридную войну, устояла бы перед искушением «вырубить» одним ударом сразу столько членов организации, которую государство считает смертельным врагом, не считаясь в том числе с сопутствующими потерями. Судя по всему, израильтяне решили ошеломить и подавить противника, в том числе психологически, демонстрируя полное технологическое превосходство.

«Хезболла» уже приказала своим членам отключить все коммуникационные устройства. Возможно, она осталась ослепленной и вообще без единой системы связи. Нынешняя атака стала самой мощной за почти год конфликта с «Хезболлой», который начался в октябре прошлого года, когда та начала обстрелы Израиля в знак солидарности с ХАМАС. По Израилю с тех пор было выпущено более 8 тысяч ракет. По обе стороны границы жилища покинули около 200 тысяч человек. В ходе боестолкновений убиты около полутысячи боевиков «Хезболлы». Хотя Израиль уже грозил начать наземную операцию, пока все ограничивалось обстрелами. Возможно, нынешняя атака стала «последним звонком».

«Хезболла» в начале года закупила партию пейджеров бренда тайваньской компании Gold Apollo наряду с другими устройствами, после того как лидер группировки Хасан Насралла в феврале запретил ее членам пользоваться смартфонами из-за опасений слежки со стороны израильтян. Скорее всего, эти устройства остались на руках у членов группировки, что и создало для израильтян уникальную возможность относительно точечного удара. Спецслужбам Израиля удалось внедрить в гаджеты мини-взрывные устройства, которые и сдетонировали по сигналу. Хотя Израиль не подтверждал причастность к этой спецоперации, мало кто сомневается в его авторстве. Израильские спецслужбы использовали подобные методы еще с 1970-х годов для точечных убийств конкретных террористов.

Конечно, «Хезболла», для которой атака стала позорным унижением, грозит Израилю всяческими карами. Однако есть вероятность, что полномасштабной наземной войны сейчас все же не произойдет. Ни одна из сторон объективно в этом не заинтересована. Та же «Хезболла» понимает, что в случае войны на стороне Израиля выступит военно-морская группировка США в Средиземном море, что грозит «Хезболле» огромными потерями и утратой позиций в Ливане, где она играет роль «теневой власти». «Израиль» понимает, что в лице «Хезболлы» он имеет гораздо более мощного врага, чем ХАМАС. Израиль несколько раз пытался создать буферную зону на юге Ливана, но всякий раз безуспешно. Арсенал «Хезболлы» значительно превосходит силы ХАМАС. В рядах группировки, по разным оценкам, состоят от 20 тысяч до 50 тысяч боевиков, хотя Насралла хвастался, что у него под ружьем 100 тысяч. Имеется от 120 тысяч до 200 тысяч ракет и снарядов разного калибра, способных поражать цели на всей территории Израиля.

Вашингтон, судя по всему, не был посвящен в детали операции и сейчас наверняка попытается загасить назревающий кризис. Белому дому вовсе не нужна сейчас большая война на Ближнем Востоке. Ему нужно как можно бережнее донести и «не расплескать» кандидатуру Камалы Харрис до победы на выборах. Наверняка Джо Байден про себя почем зря чихвостит создавшего ему очередную проблему Биньямина Нетаньяху, отношения с которым у него и так были напряженными.