Обновлено в 20:44

Росфинмониторинг предупредил банки о рисках обналичивания через маркетплейсы. Речь идет о продавцах на маркетплейсах, которые из-за проблем с импортом расплачиваются с поставщиками нестандартными путями, пишет РБК со ссылкой на представителя службы.

Факт сомнительных операций на онлайн-площадках подтвердили также РБК источники из крупных российских банков. Один из них отметил, что с конца августа такие клиенты стали чаще «окрашиваться» антиотмывочной системой ЦБ «Знай своего клиента»: платформа относит их к группе со средним и высоким риском проведения подозрительных транзакций. Они нацелены на отмывание или обналичивание денег.

Комментирует генеральный директор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:

Ефим Алдухов генеральный директор консалтинговой компании GoOmni «По поводу рисков обналичивания через маркетплейсы, я думаю, что не совсем корректно об этом говорить. Объективно сейчас есть некая фундаментальная рыночная проблема, связанная с невозможностью легального перевода денег за границу для оплаты товара. Проблемы есть практически у всех, начиная с логистических компаний, заканчивая непосредственно селлерами на маркетплейсах. И для того чтобы оплатить товары какие-то в Китае, в Европе, в Турции, даже в Средней Азии, необходимо изобретать какие-то сложные, сомнительные схемы, либо городить какие-то пирамиды из юридических лиц, которые позволяют это проводить через третьи страны, либо делать оплату товаров в крипте или в каких-то других «серо-черных» формах оплаты товаров. И объективно, я думаю, что в течение ближайших нескольких месяцев, до тех пор пока проблема с оплатой непосредственно с зарубежным контрагентом не будет решена, количество схем, которые будет видеть Росфинмониторинг, будет однозначно совершенно расти. В том плане, что люди пытаются как-то обеспечить себя товарами, для этого они платят деньги неизвестно куда, затем точно так же неизвестно как получают товары через третьи страны с неизвестными документами и так далее. И никакого белого, красивого решения на данный момент нет и не предвидится. Поэтому, я боюсь, то, что увидел Росфинмониторинг, относится, скорее всего, именно к этой проблеме».

Эксперты на рынке отмечают, что платежное поведение подозрительного клиента выглядит следующим образом: деньги от юридического лица, то есть маркетплейса, поступают на счет продавца. А затем он выводит их в наличную форму.

Хотя, как пишет РБК, снятие селлерами наличных со счетов не всегда указывает на незаконные действия. Система мониторинга может просто ошибочно идентифицировать законные операции как подозрительные. Это происходит из-за алгоритмов, которые могут не учитывать контекст каждой операции.

Комментирует адвокат и заместитель председателя московской коллегии адвокатов «Арбат» Сергей Шугаев.

Сергей Шугаев адвокат и заместитель председателя московской коллегии адвокатов «Арбат» «Росфинмониторинг говорит не о том, что эти сделки сомнительные, маркетплейс вообще сделок не совершает. Сделки совершают их клиенты, продавцы, которые торгуют через маркетплейсы. А почему они? Потому что там в основном ширпотреб, по большей части закупаемый за рубежом. Как только официальные расчеты стали невозможны, продавцы сразу стали искать обходные возможности для того, чтобы все-таки за этот товар расплачиваться и этот товар получать. Из-за этого разрыва, о котором я сказал, эти все операции кажутся подозрительными. Они и кажутся, и есть подозрительные, к сожалению. Здесь нужно уже какое-то волевое решение со стороны государства — либо закрыть глаза на эти операции до тех пор, пока не будет создана система полностью под мониторингом государственным и полностью легальная, чтобы рассчитываться с продавцами в других странах, либо запретить, что в принципе нехорошо, потому что это нарушит балансы, соответственно, спроса, баланс предложения, то есть не принесет хорошего результата государству».

Сейчас к высокорисковым относятся чуть более 1% от всего количества юрлиц и ИП, пишет РБК. Еще почти 2% клиентов находятся в промежуточной — «желтой» зоне. Таким образом, доля компаний и предпринимателей, которые не сталкиваются с повышенным антиотмывочным контролем банков, составляет 97%. По сравнению с замерами в мае прошлого года доля «красных» клиентов незначительно сократилась, а «желтых» — увеличилась.