На рынке авторемонта дефицит кадров достигает 86%, сообщила «Опора России» в ходе отраслевой конференции во Владивостоке, пишет PrimaMedia. Помимо нехватки кадров остро стоят и другие вопросы — увеличение поставок фальсификата автозапчастей, стареющий автопарк, нелегальные мастерские в гаражах и большие проблемы с новыми китайскими автомобилями. Business FM поговорила с представителями этого рынка и узнала, какие сейчас зарплаты у автомехаников и автослесарей и почему не хватает мастеров.

Константин, автомеханик предприятия «Реноме» во Владивостоке:

— Дефицит есть, не хватает людей для выполнения всей работы, работы больше, чем людей, которые могут ее выполнять. Достаточно критично. Приходится больше, быстрее работать. Где-то пока ждешь запчасти, бежишь, делаешь другую машину. Машины выходят новые, более тяжелые в обслуживании, поэтому люди не хотят с ними связываться так сильно.

— А какая сейчас зарплата у автомеханика и как она изменилась за последний год?

— Где-то 150 тысяч рублей. За последний год выросла, тысяч на 50 больше стала. Многие приходят, несколько дней работают и уходят. У некоторых опыта не хватает и не хотят работать. Рабочий день не увеличился, если только срочно машину отдать, то да, остаешься, чтобы доделать, но в выходные опять же идут в ущерб, выходишь на выходные доделать что-то, чтобы быстрее сдать.

Александр Казаченко, вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации:

— Средняя зарплата у автослесарей 150-180 тысяч рублей, это уже прямо нужно хорошо поискать. До 2022 года от 80 тысяч до 120 тысяч рублей. 99,9% автослесарей получают за выработку, то есть человек сделал работы примерно на два-три часа, получил зарплату от 350 до 700 рублей за норму — час, в зависимости от квалификации и региона, где он находится. Во Владивостоке зарплаты выше, чем в Москве, в среднем где-то 700-750 рублей. В Москве где-то это 350-560 рублей у дилера.

— По поводу дефицита кадров, насколько он критичный?

— Критичный, средний возраст сотрудников 45+. Лет 5-10 назад можно было найти около десяти практикантов, студентов колледжей, чтобы люди оставались работать в сервисах, тех, кто действительно хорошо работает. Сейчас это два-три человека. Очень критична работа мотористов, работа людей, которые занимаются ремонтом крупных узлов и агрегатов на грузовой специальной технике. Большинство действительно находятся в зоне СВО, очень много ушли. Если смотреть по Владивостоку, то 30-35% рабочего состава.

Николай Янковский, сервисный директор автосервисной франшизы «Иванор» Москва:

«Дефицит кадров есть, но он не оказывает критического влияния, что у нас есть неотремонтированные автомобили или еще что-то серьезное. Дефицит есть, и он, могу предполагать по немосковскому региону, по всей стране, на уровне 15%, максимум 20%. Но это не влияет на отрасль, у нас все автомобили, которые обращаются в сервис, все ремонтируются, и все находятся, что называется, на дороге, они все находятся в строю. Зарплаты растут несколько раз в год по всей отрасли, это связано с тем, что растут расходы у населения, растут продукты питания и все остальное. За последний год зарплата механика выросла где-то процентов на 20-30».

Дефицит автомехаников в этом году в России достиг критической отметки, писала ранее «Российская газета» со ссылкой на председателя совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении и директора представительства «КамАЗа» в Казани Александра Ушенина. По его словам, на одного сотрудника сегодня приходится до пяти вакансий. Он добавил, что всего в этой сфере сейчас не хватает 150 тысяч сотрудников.