Власти могут ограничить вывоз красной икры с Дальнего Востока
Если меру одобрят, максимальный допустимый вес икры для провоза одним человеком на самолете составит 10 килограммов. Ограничение затронет Сахалин и Хабаровский край, Магадан, Чукотку, а также Камчатку и продолжение Приморья
Читать на полной версииОбновлено в 14:30
Вывоз красной икры с Дальнего Востока планируют ограничить, заявил глава Росрыболовства Илья Шестаков.
Если мера вступит в силу, то максимальный допустимый вес икры для вывоза одним человеком на самолете составит 10 килограммов. Ограничение затронет Сахалин и Хабаровский край, Магадан, Чукотку, а также Камчатку и продолжение Приморья. Его планируют ввести до 2027 года, распространяться на другие виды рыбной продукции оно не будет.
При этом для Камчатки запрет продлят: там он действует с ноября 2022 года в качестве эксперимента. О его результатах и необходимости расширить ограничение говорит исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин:
Александр Фомин исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка «Россельхознадзор до проведения эксперимента рапортовал о том, что провоз красной икры доходил до 15-20% от общего вылова. Понятно, что это было много, и, когда требовали документы на эту рыбу, чаще всего их просто не было. Этот эксперимент и проводили для того, чтобы прекратить этот канал нелегальной поставки рыбы. Сейчас уже, я думаю, 95% икры идет легальным путем: есть коммерческое предприятие, которое в долгосрочном пользовании имеет участки, имеет свои артели, добывает эту рыбу, официально производит ее, полностью контролирует, отправляет все отчеты в Россельхознадзор, Роспотребнадзор, и вся поставка этой рыбы полностью прозрачна, от вылова до попадания в магазин. Браконьерскую икру в Москву стало очень сложно ввозить, можно загрузить фуру такой икры, везти ее, но есть большие риски, и даже не с точки зрения того, как ее провезти, а с точки зрения, как ее продать. Ни один магазин за это не возьмется, это только какие-то рынки подпольные, и то там контроль сильный, не каждый предприниматель рискнет продавать. Продление ограничений в поставках никак не отразится на цене икры, эта мера больше работает на предотвращение браконьерства, а коммерческие поставки не ограничены, как были, так и останутся, и цена перевозок никак не поменяется».
Совокупно две меры эффективны в борьбе с контрафактом, считает президент Союза осетроводов и владелец группы компаний «Русский икорный дом» Александр Новиков:
Александр Новиков президент Союза осетроводов и владелец группы компаний «Русский икорный дом» «Это уменьшило приток контрафакта, потому что в этом бизнесе, в красной икре, доля нелегальной добычи составляла 20-25%, а такие меры ее уменьшают существенно. Каждая баночка икры должна иметь индивидуальный код и номер, куда вы можете навести свой смартфон, любой служащий государственный это может сделать, и не только госслужащий, а в приложении «Честного знака» любой может посмотреть, легальная это икра или нет, поэтому это будет очень сильно ударять по нелегальному промыслу, это достаточно легко будет отслеживаться, и достаточно сложно будет провозить такую продукцию».
Два года назад, по оценкам Научно-исследовательского финансового института Минфина, общая доля икры нелегального происхождения на рынке составляла более 20%. НИУ ВШЭ приводила еще более высокие цифры незаконного оборота — 27,5%.
Чтобы снизить количество контрафакта, в апреле прошлого года запустили добровольный эксперимент по маркировке икры. С мая она стала обязательной. На первом этапе изменения коснулись производителей и импортеров икры осетровых и лососевых рыб. В 2025 году практика распространится на весь икорный бизнес.