Продажи машин подскочили на ожиданиях роста цен. В августе новых автомобилей было продано более 148 тысяч штук, это максимум за последние два с половиной года, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на «Автостат». Всего с начала года продажи выросли более чем на 65%, до миллиона штук.

С 1 октября планируется индексация утильсбора, он может вырасти на 70-85%. Например, для машин с двигателем от 1 литра до 2 литров, которые ввозят в Россию, ставка вырастет с 300 тысяч рублей до более чем 500 тысяч рублей. Для авто с большим объемом двигателя утильсбор повысится на 300-500 тысяч рублей в зависимости от параметров. Рост продолжится и в следующем году.

К тому же Центробанк, как ожидается, в ближайшее время будет и дальше повышать ключевую ставку, а значит, автокредиты станут еще менее доступными. Как выбрать удачный момент для покупки машины в этих условиях? Говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Ситуация предельно проста: люди, как всегда, ждут повышения цены, утилизационный сбор будет повышаться, и будет повышаться значительно. На самых ходовых «китайцев» утильсбор будет повышен где-то на 300 с лишним тысяч рублей, и повышение будет каждый год. Поэтому на рынке сейчас определенный ажиотаж, все понимают, что потом ты будешь покупать то же самое, но дороже. Нет единой стратегии, которая принесла бы наибольшую прибыль, потому что понятно, что китайские автомобили на фоне повышения утильсбора будут дорожать. Но покупать автомобиль нужно только тогда, когда он тебе действительно нужен, потому что нынешние цены в любом случае находятся на ультравысоких уровнях, кредитные ставки чрезвычайно высокие, деньги очень дорогие. При этом одновременно на депозитах люди могут зарабатывать заметные денежные средства с нынешними, опять же, ставками. Поэтому нужно очень четко понимать, что действительно нужен автомобиль, нет других вариантов. После этого уже либо приходишь с решением на рынок и ищешь или не приходишь вообще. Я при этом не уверен, что всем тем людям, которые сейчас бегают по рынку и покупают автомобили, автомобили нужны, я думаю, что во многом это поведение на уровне, граничащем с истерикой. С одной стороны, есть повышение утилизационного сбора, понятно, сколько оно будет стоить. С другой стороны, есть довольно высокая маржинальность китайцев, которые могут все-таки включать скидки для того, чтобы бороться за долю рынка. Поэтому мы не знаем, как китайцы будут действовать, мы не можем их спрогнозировать, и поэтому прогнозировать — покупать сейчас или потом — тоже бессмысленно».

По данным «Автостата», самой продаваемой новой машиной в августе этого года стала Lada Granta, ее покупали почти на 17,5% больше, чем год назад. На втором месте Lada Vesta, а замыкают пятерку «китайцы»: Haval Jolion, Chery Tiggo 7 PRO Max и Chery Tiggo 4 PRO.

По оценкам аналитиков, в сентябре новые машины будут продаваться еще динамичнее, но после 1 октября и нового утильсбора рынок замедлится.