В «Яндекс Такси» предупредили, что поездки могут подорожать на «десятки процентов»
Главная причина подорожания — дефицит кадров, объяснили в агрегаторе. Как решать проблему и что о ней думают другие участники рынка?
Читать на полной версииЦены на поездки в «Яндекс Такси» вырастут на «десятки процентов». Главной проблемой в компании назвали дефицит водителей. К концу года отрасли будет не хватать 130 тысяч человек, отметил директор по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти «Яндекс Такси» Антон Петраков, пишет РБК. К кадровому голоду приводит отчасти ужесточение миграционной политики, а еще ужесточение регулирования сферы, считают в компании.
В 2019 году поездка на такси в Москве в среднем стоила 464 рубля. В первом квартале этого года — уже 630 рублей, сообщал МТС-банк. А по данным «Чек Индекс» за апрель-май, все 792 рубля.
На цены влияет не только отток водителей. Это еще и рост стоимости покупки и обслуживания машин, и новые страховки. Реальные расходы таксистов выросли в 2-2,5 раза, поездки стали дороже только на 30-35%, поэтому цены на них продолжат планомерно расти, считает председатель общественного движения «Форум такси», таксист Олег Амосов:
Олег Амосов председатель общественного движения «Форум такси», таксист «Автомобили выросли [в цене] в два с половиной раза, выросли ГСМ, соответственно, выросло ТО, выросли масла, все остальное. Соответственно, выросла стоимость аренды в Московском регионе. По идее, цены на такси должны были вырасти примерно на 50% еще год назад. Относиться к этому критически нельзя, потому что мы видим рост количества заказов, значит, услуга востребована. Да, у нас определенный отток мигрантов. К чему это привело? Об этом все СМИ говорят — падение количества ДТП с участием такси. При этом количество такси выросло на 30% за три года, а количество ДТП упало более чем на 17-18%».
О том, что количество машин такси в Москве и Подмосковье сейчас максимальное с 2010 года, заявил в июне заммэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. А именно 187 тысяч.
В «Яндексе» считают: чтобы привлечь больше водителей, нужно сделать условия работы для мигрантов комфортнее. Например, помогать им в оформлении всех нужных документов. Стоит ли это делать — вопрос спорный, считает руководитель таксопарка Next Евгений Ермолаев. Он от работы с мигрантами отказался.
Евгений Ермолаев руководитель таксопарка Next «Здесь вопрос в аварийности. На сегодняшний день данные показателей по парку составляют 80% на 20%. То есть 80% водителей такси, которые в настоящее время у меня работают, не виноваты в ДТП. А 20% виноваты. Из раннего опыта, когда привлекали на работу мигрантов: было где-то 60% на 40%, 50% на 50%. Человеку, который не получал права на территории Российской Федерации, достаточно сложно ездить по правилам».
При этом ситуация в Москве и регионах, по словам собеседников Business FM, серьезно отличается. Если в столице требуют строго соблюдать все требования по фирменным цветам машин такси, то в других городах за этим почти не следят. Как и за тем, чтобы водители получали разрешение на работу по закону, который начал работать в прошлом году. Еще одна обязанность водителей — проходить предрейсовый медицинский и технический осмотр машины. Что самозанятым, по словам представителей отрасли, делать накладно из-за больших расходов. Все это таксистам пока не совсем понятно, жалуются собеседники Business FM. Особенно тем, кто занимается этим для подработки.
На зарегулированность отрасли жалуется владелец крупного таксопарка Дмитрий Раскин, он собирается уходить из сферы:
Дмитрий Раскин владелец крупного таксопарка «99% в такси работают полулегально на основании договоров аренды, а по закону аренда в такси запрещена. Соответственно, недобросовестными можно называть всех, потому что работать на основе трудовых отношений — это просто нереально. Я в 2019 году за лизинг новой Kia Optima платил 50 тысяч, а сейчас за лизинг «китайцев» люди платят 150 тысяч. Я не говорю про бензин, запчасти и прочее. Если нанимать водителя официально, можно просто закрываться в тот же день. Все это прекрасно знают».
В «Яндексе» заявили, что обсуждают с регуляторами экспериментальный правовой режим, чтобы упростить часть требований и снять барьер для входа в отрасль. А тем временем в Госдуме уже попросили Федеральную антимонопольную службу проверить заявление компании о возможном росте цен на такси.