Спецприемник в Сахарове оказался в центре внимания из-за оказания нелегальных услуг
Претензии к работе центра есть как у Следственного комитета, так и у самих мигрантов. Business FM удалось пообщаться со свидетелями того, как возле учреждения оказывали незаконные услуги
Читать на полной версииВ столичном центре временного содержания иностранных граждан в Сахарове прошел обыск. Поводом послужили уголовные дела в отношении работников центра. Их подозревают в мошенничестве.
Что касается уже возбужденных дел, по версии следствия, их фигуранты получили не менее 80 тысяч рублей от иностранцев, которым они пообещали ускорить процесс их депортации.
Однако подозреваемые заведомо не могли повлиять на сроки пребывания мигрантов в этом центре, поскольку просто не располагали такими полномочиями, заявили Business FM в Управлении информации и общественных связей ГУ МВД России по Москве. Но попытка обмануть мигрантов была, оттуда и уголовное дело. Более подробно о самой схеме представитель столичной полиции говорить не стал, но в СМИ это описывается так: работники центра через так называемых зевак — людей, которые постоянно находятся рядом с центром, — предлагали «решить вопрос» со скорой отправкой мигрантов домой за 30 тысяч рублей и помощь в организации свиданий депортируемых с родственниками за 5 тысяч рублей.
Этих самых «зевак» у центра неоднократно видели и сами мигранты. И спектр услуг у них разный. Вот о чем Business FM рассказал гражданин Киргизии Нурбек:
«Там заставляют узбеков покупать сим-карту. По 500 рублей продают сим-карты, заставляют: если не берешь — не получишь справку. Я сам видел, они там стоят, продают, потому что некоторые узбеки с таджиками не знают русский, и они покупают. У таджиков стоят там свои люди, которые хорошо знают русский. С экзаменами тоже они помогают, они деньги зарабатывают».
Сам Нурбек как гражданин страны, входящей в ЕАЭС, никаких проблем с оформлением нужных ему документов в центре не имел. Но, по его словам, коллеги из Узбекистана, которые оказались в спецприемнике в Сахарове, жаловались ему на неуважительное или даже чрезмерно жестокое отношение к себе со стороны сотрудников спецприемника. У гражданина Узбекистана, с которым удалось пообщаться редакции, есть претензии и к тому, как центр работает в легальном поле. По словам собеседника Business FM, мигранты, приходя в центр за оформлением патентов, должны пройти медкомиссию, сдать экзамены и так далее. Это подразумевает уплату пошлин и еще несколько официальных платежей. Всего набегает примерно на 16-17 тысяч рублей. Претензия у мужчины в том, что центр сначала принимает все эти платежи и только потом, через несколько недель, может сообщить мигранту, что того нет в базе или что у него есть проблемы с миграционной историей.
То есть у такого мигранта изначально не было шансов получить нужные документы, и ему могли бы сказать об этом сразу — до того, как он заплатит эти 16-17 тысяч. Но этого не происходит. А когда такой несостоявшийся мигрант уезжает на три месяца домой, чтобы решить все проблемы, по возвращении ему приходится оплачивать эти услуги повторно. Ну или возле центра к нему подходят «зеваки» и предлагают помочь. Свидетелем таких бесед собеседник Business FM был примерно полгода назад:
— Было где-то 6,5-7 тысяч рублей. От 5 тысяч, зависело от настроения этого посредника. Если все горит, человек два раза сходил, в этот же день предлагает услуги — начинается от 6-7 тысяч.
— Надо сразу на месте вручать этому посреднику?
— Да, он потом проводит это.
— Это было буквально полгода назад, да?
— Да, полгода назад получали вот так. Человек ходит, собирает несколько человек, и он часть денег отправляет инспекторам, скорее всего.
По словам собеседника редакции, затем в центре начались проверки, и, по его ощущениям, ситуация изменилась в лучшую сторону. Но сразу после появления новостей об обысках в центре в Сахарове журналисты издания Shot сняли, как они утверждают, у стен центра видео, где те самые «зеваки» продолжают предлагать те же услуги (например, по быстрой отправке мигранта домой или по организации свиданий), просто уже по более высоким ценам.