«Нива» может стать символом пророссийской оппозиции в Германии
По крайней мере, автомобиль попал в заголовки немецкой прессы после того, как лидер «Альтернативы для Германии» в Тюрингии приехал на нем на участок для голосования
Читать на полной версииИсторический результат «Альтернативы для Германии» (AfD) на выборах в Тюрингии — впервые за 80 лет ультраправая партия стала крупнейшей в одном из ландтагов ФРГ — может принести небольшие дивиденды российскому автопрому, по крайней мере, в плане узнаваемости бренда.
На выходных лидер земельного отделения «Альтернативы для Германии» Бьорн Хеке — крайне противоречивый персонаж для немецкой политики, которому все же удалось привести партию к победе, — приехал на избирательный участок на немного потертой синей «Ниве». Жест сложно не назвать политическим — модель давно не экспортируется в Германию, но остается для части немцев одним из символов ностальгии по старым добрым временам. О репутации «Нивы» среди «бауэров», то есть фермеров, рассказывает житель Германии Евгений:
«Да, машина, конечно, популярна среди определенной категории жителей Германии. Это в основном бауэры, охотники и любители поездить или на соревнованиях поучаствовать по бездорожью. «Нивы» еще используют для того, чтобы перевозить какие-то грузы по труднопроходимым местам. Цепляют прицепы, и «Нива», конечно, лошадка рабочая, очень упорная и тащит хорошие грузы. Это со слов тех людей, с которыми я поговорил насчет «Нивы». Машина нужна там, где нужна рабочая машина. То есть по бездорожью, в горной местности и там, где плохие условия дороги. К сожалению, после 2022 года здесь практически не видно сейчас, где можно купить «Ниву» в открытом доступе, как раньше были такие салоны, где можно было покупать Lada. Сейчас вот не знаю, я лично не вижу. А второе, конечно, стало непросто с запчастями, но люди находят возможности. Можно купить запчасти из Польши, Албании, Турции. Все эти страны получают, скорее всего, запчасти либо сами их делают. Основная масса запчастей идет из России».
Российские СМИ обратили на акцию лидера тюрингской AfD куда больше внимания, чем немецкие, но отдельные статьи все же встречаются. Журнал Focus называет российскую марку «Хеке-SUV» и пишет о «культовом» статусе «Нивы» во времена ГДР. Сам политик явно хочет сделать ретротранспорт частью своего образа — некогда он также фотографировался на мопеде Simson, да и появление на публике на «Ниве» для него не в новинку. Издание напоминает, что еще в 2010-х годах Хеке назвал свой интерес к российской марке «то ли любовью к классической форме, то ли геополитическим заявлением».
Рассвет и закат мировой экспансии «Нивы» описывает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
Хотя купить новую «Ниву» в Германии сегодня проблематично, вторичный рынок остается довольно активным. На Mobile.de и других платформах о продаже авто можно найти десятки объявлений о продаже подержанных российских внедорожников. В случае с совсем пожилыми машинами цены начинаются от 1000-2000 евро, в среднем по рынку немец может купить приличную «Ниву» за 10 с чем-то тысяч евро, эквивалент 1 млн рублей. По данным Best-Selling Cars, на сегодня в Германии зарегистрировано около 30 тысяч автомобилей Lada, это около 0,1% от всех автомобилей в стране. Разбивки по моделям в открытом доступе нет.