Московские театры выходят с каникул со значительным количеством премьер. Одна из них — «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана. Она открывает 127-й сезон в МХТ имени Чехова. Режиссер — Николай Рощин.

Для театра этот репертуарный выбор не случаен: когда-то МХТ уже обращался к пьесе Эрдмана, и было это почти сто лет назад. Станиславский называл «Самоубийцу» «одним из значительнейших произведений эпохи». И даже просил разрешения на постановку у Сталина — в тот момент пьеса была под цензурным запретом. Репетиции он разрешил, хотя и отметил, что «не высокого мнения о пьесе», да и его «ближайшие товарищи» считают, что она «пустовата и даже вредна». Работа над постановкой велась полгода. Но так и не была завершена — на нее наложили запрет, а Эрдмана арестовали и отправили в ссылку.

«Самоубийца» — одна из первых «черных комедий» в литературе. В первоначальный замысел — антиинтеллигентский и антиобывательский — прорвалась тема человечности. Пьеса начинается с анекдота, а заканчивается драмой. Главный герой — безработный, ничем не приметный Семен Семенович Подсекальников. Поссорившись с женой из-за ливерной колбасы, он решает покончить с собой. И многим его самоубийство оказывается на руку: они хотят использовать его смерть в корыстных целях. Каждый по-своему.

Режиссер Николай Рощин говорит, что давно хотел поставить «Самоубийцу». По его словам, сыграть пьесу убедительно очень сложно. Отчасти потому, что Эрдман писал ее под труппу Мейерхольда — буквально под конкретных артистов и пространство. И если со стороны текст кажется довольно простым, то когда берешься за него, хватаешься за голову — настолько он сопротивляется, рассказывает Николай Рощин:

Николай Рощин режиссер «Сам по себе текст, вне зависимости даже от времени, очень привлекательный. Другое дело, что это как Хармс: его читать смешно и очень интересно, но, когда начинаешь это воплощать на сцене, чаще всего это невозможно сделать так же смешно, интересно и умно. Он начинает с элементарной, достаточно грубой «черной комедии», но она вырастает в нечто фантастическое, даже выходит в трагические ноты. Сейчас, мне кажется, время сложнее, чем тогда, поэтому мы вообще социально-политическую часть решили не играть, а больше сосредоточились на эстетической составляющей, на этой невероятной, фантастической истории, которая происходила с людьми 20-х годов прошлого века. Это фантастика, абсурд, среда разомкнутости, слома личности».

Авторы спектакля подчеркивают, что искать параллели с сегодняшним днем не нужно, — от повестки хотели максимально отстраниться.

Для Николая Рощина предстоящая премьера станет первой постановкой в МХТ Чехова. Над премьерой он работал не только как режиссер, но и как художник. Кроме того, в «Самоубийце» будут видеосцены, которые также создал Рощин. В спектакле очень мало реквизита. Авторам было важно подчеркнуть ощущение пустоты, добиться некой условности и больше сосредоточиться на жизни людей.

Главную роль — Семена Подсекальникова — играет Иван Волков. Он же автор музыки и звукового оформления спектакля. По его словам, задачи развеселить нет. А про что спектакль — решать зрителям:

Иван Волков актер и композитор «Очень сложный материал — такой вычурный, гротесковый, с одной стороны. Это, конечно же, комедия, но не комедия. Там есть репризность, вроде бы какая-то клоунада, но при этом, если начинаешь играть ее буквально как клоунаду и разбирать так, это плохо. По-бытовому играть эту историю, психологически тоже не годится. И нахождение этой тонкой грани — это очень сложная задача. Текст невозможно проболтать, каждое слово важно, это фактически стихи. У него даже мелодика текста важна, там есть определенная музыкальность».

В пьесе также заняты Игорь Золотовицкий, Юлия Чебакова, Янина Колесниченко, Ксения Теплова и Александр Семчев.

«Самоубийца» идет 3,5 часа с одним антрактом. Возрастное ограничение — 18+. Премьерные показы пройдут 3 и 4 сентября. Билеты еще есть.