Киев хочет отмены ограничений на использование западного оружия. Комментарий Георгия Бовта
В ЕС растет число стран, дающих разрешение Украине использовать поставляемое ими дальнобойное оружие на территории России, включая самолеты F-16. Такое разрешение подается как реализация права Украины на самооборону. Украина, возможно, ставит цель максимально повысить вовлеченность своих союзников в конфликт, поскольку они очень сильно зависят друг от друга в противостоянии с Россией, считает политолог
Читать на полной версииПрезидент Чехии Петр Павел заявил, что считает, что ВСУ могут использовать F-16 на территории России наряду с прочим западным оружием. Такой шаг он назвал законным. Ранее с призывом к европейским странам разрешить ВСУ удары вглубь российской территории выступил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель.
По поводу общеевропейского разрешения для ВСУ бить западным оружием вглубь российской территории пока согласия нет, каждая страна принимает такое решение самостоятельно. Например, Нидерланды уже не ограничивают использование и дальность применения переданных Киеву истребителей F-16 в пространстве над Россией. Нет ограничений и по предоставленному Польшей оружию. Нет согласия в ЕС и по поводу отправки на территорию Украины военных инструкторов для обучения военнослужащих ВСУ на месте. Тут даже Польша возражает. Зато, как заявил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, ЕС обучит 75 тысяч украинских солдат уже до конца года, но за пределами Украины. Работу на посту главы европейской дипломатии Боррель завершает на аккордной ноте, призывая снять все ограничения для Украины на предмет того, как ей воевать с Россией.
Вашингтон, в свою очередь, занимает пока относительно более сдержанную позицию, чем Брюссель. Чтобы попытаться переубедить американцев, в США отправились глава офиса президента Украины Андрей Ермак и министр обороны Рустем Умеров. На встрече с главой Пентагона Ллойдом Остином они представили список целей, которые ВСУ хотели бы поразить, используя американское оружие, включая дальнобойные ракеты ATACMS. Однако пока никаких признаков того, что в Пентагоне готовы смягчить ограничения, нет. Вместо этого США, как и страны ЕС, теперь сделали своим главным приоритетом поставки Киеву систем ПВО.
Умеров и Ермак также должны были посвятить Пентагон в подробности происходящего на фронтах, в том числе прояснить цели вторжения ВСУ в Курскую область, которое, возможно, стало для Пентагона неожиданностью. Если изначально замысел состоял в том, чтобы остановить российское продвижение в Донбассе, заставив снять оттуда значительные силы, то пока такая тактика не приносит Киеву успехов, если даже судить по тому, что пишут лояльные Украине западные СМИ и аналитики. Скорее наоборот. Там уже звучат временами панические нотки: дескать, фронт на Донбассе вот-вот обрушится. Часто публикуются откровения украинских военных с мест боев, которые снова жалуются на нехватку людей и снарядов.
Впрочем, не стоит верить всему, что пишут в газетах. Иногда это стоит считать информационной спецоперацией или проявлением типичного западного алармизма, который используется для привлечения внимания к проблеме и лоббирования ее решения. В данном случае — лоббирования увеличения поставок оружия. Не стоит также воспринимать дословно жалобы со стороны Украины на нехватку дронов, пехоты и прочего вооружения. Если бы у ВСУ была действительно катастрофическая нехватка людей, то в Курскую область не отправили бы тысячи солдат. И пока Киев не отказывается от своих целей удерживать завоеванный плацдарм, добиваясь прежде всего политического резонанса. По российским целям каждый день прилетает уже трехзначное число дронов. Так, в ночь на 1 сентября Минобороны РФ зафиксировало около 160 БПЛА. В том числе они атаковали НПЗ в московской Капотне и две ГРЭС в Тверской области. Очередной массированный удар пришелся по Белгороду. Значит, атакующего оружия у ВСУ пока хватает. А упомянутые сетования на дефицит направлены на союзников: дайте, мол, еще, а то сейчас как проиграем, вам же хуже будет.
В этом смысле одной из важнейших целей со стороны Киева, в том числе вторжения в Курскую область, может быть втягивание западных союзников непосредственно в военный конфликт. Даже если фронт в Донбассе, как пишут некоторые западные комментаторы, обрушится, то это станет проблемой не только Киева, но и его союзников, которые слишком многое на него поставили и не могут позволить себе «проиграть Путину». И не стоит воспринимать ситуацию столь упрощенно, что, дескать, достаточно только отдать приказ из Брюсселя или Вашингтона, как Киев пойдет на переговоры и существенные территориальные уступки. Все уже зашло слишком далеко. Настолько, что так это теперь не сработает. Не только Зеленский критически зависит от помощи союзников, но и они, уже достаточно глубоко втянувшись в противостояние с Москвой, стали его политическими заложниками.
К тому же чисто военное противостояние в последнее время заметно ожесточается: бои вдоль линий фронта дополняются все более массированными взаимными ударами по инфраструктуре в глубине территории. Прежде всего энергетической, но не только. ВСУ действуют в основном пока с помощью беспилотников, но надеются получить разрешение союзников бить ракетами. Считая, причем не без оснований, что союзники все равно никуда не денутся. Задача Киева на сегодня — сделать так, чтобы союзники преодолели страх перед дальнейшей эскалацией, и побуждать их делать все новые и новые шаги к точке невозврата. Разрешить бить по территории России, согласовывая даже цели, конфисковать российские активы, срывать намечающиеся было переговоры контратаками и такими действиями, которые неизбежно вызовут резкий ответ. Даже отступление ВСУ можно подать так, что, дескать, следующими могут быть Варшава и Рига.