Российские вина стали популярнее французских. Как минимум такая тенденция прослеживается в винотеках SimpleWine. По их данным, в первом полугодии этого года продажи российских вин впервые обогнали французские, поднявшись с третьего на второе место. Но в лидерах по-прежнему Италия. С чем связана популярность продукции российских виноделен и пользуется ли она спросом у посетителей ресторанов?

По данным Simple Group, за последние три года продажи российских вин увеличились втрое. А в первом полугодии этого года выросли в натуральном выражении почти вдвое.

Эксперты этой новостью не удивлены. По их словам, крупные компании-дистрибьюторы сейчас делают ставки на продвижение отечественных вин. А сам SimpleWine активно развивает свой проект «Большое русское вино», чей ассортимент за первое полугодие этого года увеличился на четверть. Также, конечно, играет роль повышение курсов валют, ввозных пошлин и акцизов. В июле этого года, например, ставка для игристых вин составила 20%, но не меньше 1,5 доллара за литр.

Вино из Франции в иерархии мирового виноделия самое дорогое. И сейчас — тем более — хорошее французское стоит больших денег. А отечественного вина стало больше, и оно наконец-то потихоньку обращает на себя внимание потребителя. Управляющий ресторана «Атон», лучший сомелье России в 2019 году Григорий Чегодаев отмечает, что оно имеет право пользоваться спросом в первую очередь с точки зрения качества:

Григорий Чегодаев управляющий ресторана «Атон», лучший сомелье России в 2019 году «Если посмотреть на экономику оптово-розничной торговли вином, то вино импортное, которое сегодня стоит на полке тысячу или 1,5 тысячи рублей. Я думаю, что его закупочная цена в районе 2-3 евро за бутылку за границей. Все остальное — это торговая и налоговая нагрузка. Российское вино стоимостью 1000 рублей стоит в закупке дороже. Оно по качеству все равно лучше, чем импортное вино стоимостью 2-3 евро. Честно говоря, я вообще могу порекомендовать сегодня абсолютно любое хозяйство российское. Российское виноделие сегодня развивается абсолютно во всех сегментах. Понятное дело, что у опытных и продвинутых потребителей всегда найдется собственная критика в отношении российского вина, но все-таки если посмотреть объективно, то сегодня оно абсолютно не хуже, чем 90% производимого вина в мире».

Основная концентрация российских виноделен — в Краснодарском крае. Здесь находятся 34% от всех площадей виноградников в стране.

Эксперты обращают внимание на винодельни «Усадьба Маркотх» и «Усадьба Мезыбь». Хорошее вино производит «Галицкий и Галицкий». Винодельни «Кубань-вино», Chateau Tamagne, «Фанагория» производят качественные для своей ценовой категории вина.

По словам рестораторов, процент российского вина в винных картах растет с каждым днем. На это влияют сразу несколько факторов. Но ключевой — это подорожание импортного вина из-за высоких пошлин и акцизов. Сейчас российские вина действительно достаточно серьезно конкурируют с зарубежными марками. Но сказать, что оно победило весь импорт, нельзя, говорит омбудсмен ресторанного рынка Москвы, основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» Сергей Миронов:

— Каждый ресторан, конечно, пытается поставить побольше российского вина. Это независимость от курсов, от логистики, от поставщиков, которые вынуждены обходными путями везти импорт в Россию. Но выбирает же в данном случае не ресторан, а потребитель. Просто хорошее российское вино, оно по очень высокой цене. Есть приоритет перед французскими винами, перед испанскими. Но итальянские вина, такие как Prosecco, Pinot Grigio, они впереди, российский потребитель их любит. В принципе в России очень распространено итальянское Prosecco, и оно в принципе дешевле, чем французское, там приемлемые цена-качество. Несмотря на высокие акцизы, пошлины.

— Игристые российские не очень, да?

— Проигрывают, к сожалению, Prosecco, как ни грустно это констатировать. Мы, конечно, очень рассчитываем на то, что потихоньку российские вина будут расти, в винных картах они и растут, но в Италии проигрывают пока серьезно.

Как заявили в Simple Group, рынок вина за последнее время поменялся.

И если раньше потребители в ценовом диапазоне 1000-1500 тысячи рублей делали выбор в пользу европейских производителей, то теперь начинают обращать внимание и на российское вино. Но не торопясь и с осторожностью.