Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев написал письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, попросив определить случаи и порядок установления запрета на осуществление майнинга цифровой валюты, в том числе в майнинг-пуле. Из-за высокого потребления электроэнергии в регионе стало сложнее вводить новые объекты, поэтому Кобзев предложил запретить вести майнинг в некоторых районах области. В частности, речь идет об Иркутско-Черемховском энергорайоне на юге региона. Как на это отреагировали иркутские майнеры и почему в Иркутской области возник дефицит электроэнергии?

Губернатор Иркутской области также заявил, что электродефицит сдерживает развитие региона. Иркутск считается столицей майнинга в России. Из-за низких цен на электроэнергию содержать оборудование там выгоднее всего. Но есть и другие причины. После того как майнинг запретили в Китае, майнеров в регион стали активно привлекать сами власти, а теперь выяснилось, что мощностей на всех не хватает, рассказывает исполнительный директор Российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна Александр Бражников:

Александр Бражников исполнительный директор Российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна «В 2016-2017 годах в Иркутске электричество даже для юридических лиц готовы были продавать по рублю 10 киловатт, а сейчас про физику вспомнили, а раньше я видел контракты, где те же энергетики давали, подписывали договор на дешевое электричество, чтобы за счет поставок, и все были довольны. Теперь все забыли, так как у них все плохо было. Майнеры в 2017 году начали развивать всю эту ситуацию, и все здорово стало. Надо провести аудит всего того, что происходит там, кто там, где стоит, как стоит, для чего электричество нужно. Если на то уж пошло, тогда надо новые генерации строить, а майнерам надо предлагать тогда куда-то переезжать, потому что я был на совещаниях, когда все это происходило: «У кого там электричества нет — переводим их с севера на юг». А как это, что, майнеры это такая машина легковая, которая взяла и переехала куда-то?»

Иркутские майнеры, с которыми пообщалась Business FM, говорят, что заключить договор с местной энергокомпанией и майнить легально довольно легко. Тем более что раньше в регионе был профицит мощности, поэтому выгода была для всех. Но с некоторых пор ситуация изменилась. Убытки от внезапного отключения майнеров от сети подсчитал иркутский майнер Сергей Павлов:

Сергей Павлов майнер «Если это ферма, в зависимости от спецификации от 10 миллионов до 15 миллионов 1 мегаватт стоит, это построить инфраструктуру. Соответственно, в зависимости от того, когда объект построен, если прекращают подачу напряжения на этом объекте, то фактически, не знаю, там процентов 60-70 от сметы, которая вложена. По факту ты с ней уже ничего не сделаешь. К примеру, мы видим, есть там какая-то подстанция, да, мы приходим на эту подстанцию, говорим — у вас есть профицит электричества, они говорят — да, у нас вот там 20 мегаватт, к примеру, есть свободных. Все, мы начинаем согласовывать, получаем техусловия, подписываем все документы, смету через их сертифицированного подрядчика, которого они дают. Начинаем вкладывать в инфраструктуру деньги поэтапно на протяжении шести-десяти месяцев, стройка со всеми согласованиями. И все лаборатории, замеры все проверяют, и в конце подписывается документ о подаче электричества. Документ подписан, по датам электричество есть, а фактически напряжение, рубильник не включен».

С 1 ноября в России вступит в силу закон о легализации майнинга. Майнеры-ИП и юрлица попадут в специальный реестр от Минцифры. Но подробных критериев для этого пока нет. Физлицам отмечаться там не потребуется, но для них появится некий лимит расходов электроэнергии. Из-за запретов на майнинг те, кто только-только вышел из «серой» зоны, опять могут в нее вернуться, считает майнер из Иркутска, криптоинвестор Юрий Дромашко:

Юрий Дромашко майнер, криптоинвестор «Майнеров если запретят, ну, выключится кто-то. Кто-то увидит, какие в законе есть еще дыры не залатанные, а закон-то новый, и всегда в новом есть дыры, и будут этими дырами пользоваться, чтобы продолжать свой майнинговый бизнес, чуть-чуть повернув его под другим углом. Посчитать убытки нельзя, потому что, во-первых, мы еще не знаем, что у нас отключится, какие регионы, какие местности отключатся. И, конечно, всегда есть места, куда можно релоцироваться. Но это всегда трудно, любые передвижения — это всегда деньги».

На электросети серьезно влияют и майнеры, которые потребляют мощность нелегально, а их все еще много. Продолжает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Если они зарегистрированы именно как промышленный потребитель, если они используют электроэнергию в тех объемах, которые им позволены, при подключении к сетям, то, конечно, тогда вина лежит исключительно на энергокомпаниях, сетевых компаниях, которые их подключили. Если же они сверхнормативно потребляют электроэнергию, то тогда, конечно, они виноваты. Условно говоря, если у них статус какой-нибудь частного лица, в общем-то, обычного домохозяйства, а на самом деле там кто-то в квартире майнит, то это будет нарушением. Такое ощущение складывается, что действительно есть определенные сложности с региональными властями и самими энергокомпаниями».

Business FM отправила запрос губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву, а также в Иркутскую электросетевую компанию. На момент публикации статьи ответа не последовало.