В преддверии нового гастрономического сезона хочется поговорить о роскоши. Не так давно широко отгремело 25-летие ресторана «Кафе Пушкинъ». Сергей Минаев в своем новом сериале «Рестораны Петербурга» приступил к рассказу об исторических ресторанах. Московский ресторан Oltremare на Саввинской набережной со средними ценами за горячее блюдо в районе 4 тысяч рублей наслаждается полными посадками.

Я вдохновилась выставкой «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма, которая рассказывает о первом отечественном глянце «Столица и усадьба», выходившем с 1913 по 1917 годы и адресованном аристократической и светской публике. Издание создали по образцу британских журналов Country Style и Tatler, а редакция располагалась в «Доме Зингера». Лучшая из возможных бумага, цветные иллюстрации, остроумные житейские наблюдения, статьи о балах, охотах, путешествиях, великокняжеских помолвках и свадьбах, драгоценностях, великолепных интерьерах и богатых частных коллекциях.

Сидя за утренним кофе в элегантной фарфоровой синей чашке с коронации Карла III и Камиллы, я решила рассказать вам о двух новых ресторанах.

Zea

Красивое светлое пространство с белым роялем расположилось в гостинице «Украина» на месте легендарного ресторана Tatler. Zea — гавань в Греции, которая служит причалом для яхт и круизных судов, прибывающих в города Пирей. В нем находится одноименный порт, один из мировых центров судоходства и торговли, привлекающий к своим берегам туристов из разных уголков планеты. Поэтому сравнение с расслабленной атмосферой дорогого морского курорта будет неизбежно, особенно если вы расположились на веранде.

Мимо вас, как на Патриках, не ходят толпы людей, заглядывающих в тарелки, столы поставлены широко. Вокруг дорогие машины, рядом Москва-река и небольшой парк.

Самая большая роскошь, конечно, продукты. Шеф Саффар Азиз родился в Марокко, долго жил во Франции. Его фирменный почерк — не забивать высококлассные продукты соусами. Один из лучших шефов Москвы, который умеет работать с овощами и мясом, делая их простыми и изысканными одновременно.

Тартар и креп-сюзетт элегантно подают у стола, как в старые добрые времена. По вечерам пятницы и субботы устраивают тематические ужины с джазом. Уже были вечера, посвященные Греции, Италии, Франции.

Мои основные замечания относились только к сервису, в таких местах ожидаешь его на уровне пяти звезд. Но в целом ресторан на 85% приближен к моему идеальному, будем ждать, когда подрастят персонал. Рекомендую Zea для деловых встреч, приятных бесед и изысканных дней рождений.

Savoy

Место, пронизанное историей и наполненное легендами. От золотой саламандры, «ложи Маяковского» до фресок и венецианских зеркал. Спустя более чем сто лет после открытия ресторан Savoy в одном из старейших отелей Москвы начал новую страницу жизни.

Ресторан Savoy открыли в 1912 году. Его стены видели Мэри Пикфорд, звезду американского немого кино, которая вместе с мужем Дугласом Фэрбенксом останавливалась в Savoy в 1926-м. Сергея Есенина, исполнявшего там свои стихотворения, официанты с удовольствием покажут любимый столик поэта. Осетров, которых доставали из фонтана, созданного по эскизам Михаила Врубеля.

Звезда американского немого кино Мэри Пикфорд. Фото: commons.wikimedia.org

Рассказы частых гостей ресторана в 1990-х и нулевых навели меня на мысль, какая же у нас нынче скучная ресторанная жизнь!

Все эти исторические энергии до сих пор витают в пространстве, но возродить атмосферу не удалось. Призрак Savoy так и остался призраком. Блеклое светское открытие, пустой зал и отсутствие в нем тех самых легендарных исторических личностей уровня Маяковского.

Мне очень понравились исторические барельефы, фрески и живые рыбки в фонтане. В остальном обновленный дизайн представляет собой смесь рококо в его розово-салатовых тонах, черно-красных цыганских юбок и красных бус, изобильного, хоть и исторического золота и не подходящей под интерьер мебели — все вместе сейчас это напоминает дворец цыганского барона. Сервис тоже требует доработки: забывает приборы, не чувствует тонкости заказа, я впервые услышала про «таджикские» (они таджасские. — Прим. автора) оливки и спор на тему «Нет, они так называются, я учил».

Но я получила огромное удовольствие от еды: вкусно, сбалансированно, славно. По всем клеточкам гастрономического пазла разложено идеально. Браво бренд-шефу Дмитрию Решетникову и шеф-повару Максиму Ершову — отличный дуэт, впечатляющий результат в тарелке.

Сюда стоит приходить на русско-французскую кухню: максимально приближенная к истории современная классика, дополненная талантами шефов. У Дмитрия два собственных ресторана французской кухни в Петербурге: Mon Chouchou и Zazazu. Максим Ершов (экс — Grace bistro) два года был сушефом легендарного шефа Андрея Шмакова (Savva), а это в нашей индустрии знак качества и медаль.

Луковый суп и картофельное пюре, по которым я тестирую французские рестораны, в меню отсутствуют. Зато собраны проверенные временем хиты: от оливье, щучьих котлет, бефстроганова и кислых щей с копченой грудинкой до нисуаза, вишуаза, буйабеса и pate en croute. Есть пожарская котлета, по ее вкусу я тестирую русские рестораны. Ставлю пятерку. Сибас, усыпанный фисташками и таджасскими оливками, с мидиями и бербланом покорил мое сердце — идеальное исполнение.

Кухня отличается от того, что мы видим в «Шануаре», Frantsuza Bistrot, «Паризьене», Grand Cru, Le Сarré, «Гвидоне». Свой вайб, свои нотки. Если смотреть только в тарелку, а не по сторонам, вы увидите настоящую роскошь. Цены разумные. В зале лучше сидеть вечером, когда свет приглушают, а на веранде — днем.