Платежное средство от санкций: помогут ли криптобиржи наладить расчеты с дружественными странами? Комментарий Семена Новопрудского
Почему есть серьезные сомнения в том, что криптовалюты станут эффективным массовым средством внешнеторговых платежей в обход санкций?
Читать на полной версииОдно из обвинений против основателя Telegram Павла Дурова во Франции — в использовании криптовалютных инструментов. Меж тем Россия не только экстренно легализовала майнинг криптовалют, но и может создать криптобиржи в Москве и Санкт-Петербурге для поддержки внешней торговли.
Легализация майнинга в России с 1 ноября 2024 года стала свершившимся фактом. По закону заниматься майнингом разрешено российским юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включенным в реестр Минцифры. Россияне, не являющиеся ИП, смогут заниматься майнингом цифровой валюты без включения в реестр, если не превысят установленные правительством лимиты энергопотребления. Юридические лица и ИП смогут стать операторами майнинговой инфраструктуры после включения в реестр таких операторов, который также будет вести Минцифры.
Из окончательной версии закона был исключен запрет на организацию обращения цифровой валюты на территории России, но остался запрет рекламы криптовалют. Однако понятно, что столь стремительная легализация майнинга произошла не столько для внутренних платежей, сколько для того, чтобы попытаться с помощью криптовалют обойти ограничения во внешней торговле.
Создание криптобирж еще предстоит оформить законодательно, но министр финансов России Антон Силуанов публично подтвердил, что переговоры с Банком России по этому поводу уже ведутся. Единого решения пока нет, но оно может появиться ближайшей осенью. «Мы легализовали собственный майнинг, возможность расчетов намайненными биткоинами за внешнеэкономическую деятельность, возможность расчетов за внешнеэкономическую деятельность с использованием цифровых финансовых активов. Остался теперь вопрос дорегулирования, создания собственных легальных криптобирж», — заявил министр.
Теоретически через такие криптобиржи можно торговать цифровыми финансовыми активами — токенами — на юань или корзину валют стран БРИКС. Но понятно, что доступ к таким биржам, по крайней мере поначалу, получит очень ограниченный круг крупных компаний, а все подобные платежи будут контролироваться государством.
Контроль за внешнеэкономическими платежами России и угроза вторичных санкций против стран, сотрудничающих с российскими банками и компаниями, стали самыми чувствительными ограничительными мерами для отечественной экономики. Это существенно осложнило российским компаниям проведение стандартных торговых сделок с дружественными странами. Особенно серьезной стала проблема платежей в Китай и из Китая.
КНР— главный внешнеторговый партнер России. Доля национальных валют во взаимной торговле, по словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, уже превысила 95%. При этом китайские банки либо вовсе отказываются принимать платежи у российских контрагентов, либо резко увеличивают сроки прохождения транзакций.
А самое главное, что китайская сторона все чаще стала требовать, чтобы в случае оплаты экспорта или импорта российскими компаниями в юанях у валюты было нероссийское происхождение. То есть российским импортерам при продаже товаров в Китай приходится искать банки-посредники в третьих странах, а потом проводить платежи и ввозить товары в КНР через таких посредников. Это удлиняет и удорожает процесс проведения торговых сделок, делает их исход непредсказуемым.
Платежи в криптовалютах сложнее отследить американским регуляторам, и в этом отношении такие расчеты вроде бы кажутся возможным средством обхода санкций во внешней торговле. Но есть по крайней мере два фактора, которые способны серьезно осложнить криптовалютные расчеты.
Во-первых, волатильность биткоина и любых других криптовалют, если расчеты будут идти в них. Курсы таких валют меняются в обе стороны намного сильнее, чем курсы национальных валют. При таких резких курсовых скачках экономическим контрагентам крайне трудно будет планировать параметры своих сделок. Возможно, придется на уровне властей России и каждой из стран, с которыми будут попытки наладить расчеты в криптовалюте, договариваться о каком-то условном базовом курсе расчетов, не привязанном к доллару.
Во-вторых, едва ли можно ожидать в ближайшем будущем массового перехода на криптовалюты в торговле Китая и других дружественных России государств со странами Запада и друг с другом. Как учитывать криптовалютные сделки в стандартной финансовой отчетности компаний при таком разбросе валют во внешней торговле и разнице курсов — не очень понятно, так что уже самим государствам в случае запуска системы крипторасчетов придется вести дополнительный финансовый контроль.
В такой ситуации расчеты в обычных валютах через цепочки посредников кажутся более надежными, пусть даже более дорогими и долгими. Представить себе массовую криптовалютную внешнюю торговлю компаний России и Китая без контроля за такими сделками со стороны властей двух государств пока воображения не хватает. К тому же, как ни скрывай сами расчеты, утаить поставку конкретных товаров из страны в страну все равно невозможно.
В любом случае наличие у десятков государств, в том числе у России, конкретных планов развития национальных цифровых валют и ужесточение санкционной войны могут привести к существенному увеличению доли криптовалют в международных торговых расчетах. Но пока нет оснований полагать, что крипта в ближайшие годы станет одним из главных способов оплаты внешнеторговых сделок или что государства не научатся отслеживать такие сделки. Угроза неконтролируемой внешней торговли своих компаний для государств страшнее, чем любые санкции.