Дело Павла Дурова обрастает новыми деталями. Французская прокуратура предъявила основателю Telegram обвинения по ряду серьезных статей, таких как соучастие в торговле наркотиками, деятельности ОПГ, распространении детской порнографии и главное, отказ предоставлять властям информацию, необходимую для проведения расследований. Президент Макрон заявил, что дело Дурова не политическое. Но так ли это?

Дмитрий Песков опроверг слухи о том, что Путин и Дуров встречались в Баку, где оказались в одно время, но в разных местах. Это породило конспирологическую версию, согласно которой Москва пытается помочь создателю Telegram, которого помимо озвученного набора обвиняют еще и в связях с Кремлем, что нынче для Европы и Украины едва ли не более серьезное преступление. На этом фоне Еврокомиссия проявляет странное безразличие: мол, это не наше дело, а французов. Хотя французские СМИ как раз апеллируют к европейскому Акту о цифровых услугах, который возлагает на, как там сказано, значимые интернет-платформы с числом пользователей от 45 млн в месяц всю ответственность за размещаемый на них контент. Telegram утверждает, что у него, правда, 41 млн в Европе, а бельгийскому регулятору, который курирует мессенджер от имени ЕС с весны, пока не удалось доказать обратное.

Есть версия, по которой арест Дурова связан с запуском криптовалюты Toncoin на фоне активного преследования, прежде всего со стороны США, разных криптобирж, неподконтрольных американским властям. Он уже однажды обжегся, пытаясь запустить криптовалюту Gram: в 2018 году американские власти жестко пресекли эту попытку. Дуров отделался штрафом в 18 млн долларов и обязан был вернуть инвесторам в стартап более миллиарда. Теперь он перезапускает проект TON, но уже формально отстранившись от него.

Накануне приезда в Баку Дуров посетил Центральную Азию, что питает теперь версию, по которой он мог обсуждать возможность использования Toncoin для платежей в постсоветских государствах и даже чуть ли не в масштабах БРИКС. Слишком смелое предположение: Telegram запрещен в ведущей стране БРИКС — Китае, в Бразилии и Индии к нему тоже было много вопросов. Однако удар по криптовалюте Telegram уже по факту ареста основателя получится сильным, поскольку в первые сутки после ареста количество пользователей приложения «Кошелек» в мессенджере уменьшилось как минимум на 1,2 млн пользователей, до 38,8 млн. Возможно, дрогнули первыми те, у кого есть основания бояться правоохранителей. Сам Toncoin упал почти на 19%.

Дуров еще в мае заявил о планах провести IPO Telegram, отчего многие финансовые регуляторы, не только американские, могли сильно напрячься. И на этот напряг могло наложиться сильное раздражение прямых конкурентов Telegram, включая Facebook, WhatsApp (принадлежат Meta, признанной экстремистской на территории РФ. — BFM) и Google, на территорию которых он дерзко залез, наращивая аудиторию за счет традиционных соцсетей, но при этом не столь охотно передавая информацию о пользователях правоохранителям, а также не блокируя чохом все неугодные властям разных стран каналы. Так что интриги конкурентов исключать не стоит. Хотя по некоторым вопросам сотрудничество Telegram в том числе с правоохранителями Европы было налажено. Французы просто, видимо, хотят всего и сразу, не утруждая себя долгими переговорами с «этим русским миллиардером».

Приходилось встречать совсем уж махрово-конспирологическую версию, по которой Дуров это сам все подстроил, сознательно сдавшись французским властям как гражданин этой страны, чтобы не попасть в лапы американцев или русских. По поводу русских — звучит совсем уж дико, поскольку, скажем, между Россией и Азербайджаном есть договор 1992 года о взаимной помощи по уголовным делам, так что по российскому ордеру Дурова вполне могли задержать и в Азербайджане. А США могли затребовать его выдачи и из ОАЭ, где он проживает. Где-то рядом можно поместить «красивую» версию о том, что Дурова в Париж могла заманить ранее завербованная спецслужбами его предполагаемая 24-летняя спутница Юлия Вавилова. Даже если это так, то не дает ответа на вопрос, что именно теперь хотят от Дурова французы.

По принципу «у кого чего болит, тот о том и говорит» выступила турецкая газета Sabah, усмотревшая в действиях Франции и всего коллективного Запада попытку, надавив на Дурова, «закрыть антисионистские новостные каналы, которые Telegram не подвергает цензуре. Они не хотят, чтобы мы знали, что пишут палестинские аккаунты в Газе и на Западном берегу», считает газета. Якобы так вездесущий Израиль пытается пресечь распространение информации о своих военных преступлениях.

Однако первое место в конкурсе конспирологии можно на сегодня присудить одному армянскому ресурсу, где предположили, что Дурова «повязали» уже в Баку после звонка госсекретаря США Блинкена Алиеву с тем, чтобы потом обвинить в содействии Азербайджану финансировать сепаратистов Новой Каледонии, в чем Париж, кстати, Баку действительно обвинял.

Но мы пока будем придерживаться принципа, по которому самая простая версия и есть самая правильная. Французы просто решили прикрыть «форточку» в даркнет, получив попутно еще какие-то политические дивиденды.