Обновлено в 13:45

В нескольких российских регионах родители учеников столкнулись с невозможностью зачислить детей в десятый класс, пишет «Коммерсантъ».

Такая ситуация возникла из-за нового государственного образовательного стандарта, который дает школам возможность отбирать учащихся в профильные классы по собственным критериям. А школьники, у которых возникла проблема, не смогли сдать внутренние экзамены для поступления в них. Ситуация осложняется тем, что общеобразовательных классов в школах практически не осталось.

С подобной проблемой столкнулась москвичка Ольга: они с сыном до сих пор не знают, идет ли он в десятый класс:

— Школа нам предоставила профильный и универсальный класс, оказалось, что универсальный класс — это тот же профильный класс, а общеобразовательные классы школа убрала. Для того чтобы поступить, нам пришлось все лето готовиться к сдаче дополнительного экзамена для повышения балла. То есть с результатами ОГ 3,86 балла в школу не берут. То есть получается, что ребенок готовился к выбранным экзаменам на тот момент, когда были одни условия школы, потом общий класс убрали, оставили профильный класс, и там нет того экзамена, который ребенок сдавал по выбору. Там другой перечень экзаменов, то есть нам пришлось сдавать еще один экзамен. Но вот сейчас ждем результата, сегодня-завтра должны прийти результаты по МЦКО. Мы писали в Генпрокуратуру, в департамент образования, в Мособрнауки, но там были отписки. Сейчас готовится коллективная петиция, собирается информация, то есть сейчас это все решается. Генпрокуратура в курсе событий: по некоторым школам было просто выдавлено порядка 50 детей за раз. Дети под давлением пошли учиться в колледж.

— А отказ у вас на руках?

— Вот в том-то и дело, что отказа пока нет, они ждут результата. Если результат будет три балла, хотя это считается положительная оценка, то нас не берут, нам об этом сразу сказали. Мы сдавали экзамен 12 августа, семь-десять дней готовится результат, сегодня мы уже ждем, когда нам отпишут.

— Сколько стоил экзамен?

— Наш экзамен по информатике стоил 2 тысячи рублей, обществознание — 1,8 тысячи рублей. Кто пересдавал английский язык для повышения балла — это 3 тысячи рублей экзамен. То есть расценки разные.

О правовой коллизии и способах борьбы с ней говорит адвокат, член Адвокатской палаты Московской области Сергей Агапов:

Сергей Агапов адвокат, член Адвокатской палаты Московской области «Школы имеют право устанавливать собственные правила по отбору учащихся для поступления в десятый-одиннадцатый классы. Это находится в рамках закона, и осуществлять эту деятельность по отбору обучающихся для поступления они могут с учетом законодательства субъекта Федерации. Действительно, на взгляд со стороны, коллизия возникает, однако законодательством данный вопрос разрешен достаточно давно. Так, закон об образовании говорит, что образование с первого по девятый классы и с десятого по одиннадцатый классы является обязательными уровнями образования, и каждый обучающийся, желающий получить данное образование, имеет на это право. И орган управления образованием, и каждая образовательная организация должны обеспечить обучающимся такое право, всем тем, кто проживает на территориях, закрепленных за соответствующими школами. Каждый обучающийся должен иметь возможность поступить в старшие классы. Если образовательная организация отказывает в приеме обучающегося в десятый-одиннадцатый классы, необходимо получить письменный отказ и обжаловать его либо в судебном порядке, либо обратиться к учредителям образовательной организации, то есть в соответствующие государственные и муниципальные органы. Представляется, что обращение родителей и в органы прокуратуры даст свой результат, прокуратура является надзорным органом, который имеет право внести представление как в адрес школ, так и в адрес их учредителей, для того чтобы устранить данное нарушение закона. Единственное действие, которое могут совершить родители учеников, — это обратиться в органы прокуратуры с сообщением о данном нарушении законодательства и попросить провести соответствующие проверки».

Ранее в Минпросвещения отмечали, что популярность учреждений среднего профобразования растет, и этот тренд прослеживается последние восемь лет. По данным «Российской газеты», по итогам приемной кампании прошлого года колледжи и техникумы опередили вузы по количеству поступающих. Около 60% девятиклассников и 30% одиннадцатиклассников по всей стране выбрали среднее специальное образование.

Об истоках возникшей сейчас у девятиклассников и их родителей проблемы говорит председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор Санкт-Петербургского лицея № 369 Константин Тхостов:

Константин Тхостов председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор Санкт-Петербургского лицея № 369 «Здесь есть три новеллы. Первая — родители нынешних старшеклассников, школьников — это дети XX века, где было все предопределено простыми правилами: не умеешь работать головой, иди работай руками. Сейчас совершенно другая ситуация. В профтех нужны баллы на уровне поступления в профильные классы лицеев и гимназий. Поэтому здесь возникает момент следующего содержания: в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов родителям очень четко нужно соучаствовать в процессе формирования личности ребенка не в девятом классе, а значительно раньше, когда определяются способности, интересы ребенка, и ребенок своими руками формирует свое собственное профессиональное будущее. И здесь очень важно прислушиваться и к мнению школы, и к мнению служб сопровождения, которые позволяют ребенку сделать выбор в пользу той или иной профессии своего будущего. А значит, попадание в десятый класс не может носить случайный характер, это исключительно история выбора в первую очередь ребенка, а не мамы и папы. И обучение в профильном десятом и профильном одиннадцатом классе требует от ребенка достаточно серьезной нагрузки, а самое главное — серьезной подготовки. Вторая новелла — это то, что многие общеобразовательные организации искусственно создают проблемы, не открывая универсальный профиль для ребят, которые еще не определились со своим профессиональным будущим. То есть ребенок вправе в 15 лет еще не понимать, кем он хочет быть, это связано с различного рода историями, в том числе и с семейным взглядом на будущее детей. Здесь очень важно, чтобы семья уважала позицию ребенка. И третья новелла связана с тем, что органы управления и образования, которые являются учредителями образовательных организаций, все-таки должны отслеживать то, какие профили школы открывают для десятых классов. И если видят, что есть общеобразовательная школа и там есть спрос на универсальный профиль, не надо согласовывать физико-математический, технический, технологический профили, тем более что они не подкреплены материально-технической базой».

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, на который в подобных кейсах ссылаются школы, вступил в силу в сентябре прошлого года. И, по словам экспертов, он менее значимый, чем федеральный закон об образовании, который гарантирует возможность получения полного среднего образования для каждого учащегося.

Ранее в Генпрокуратуре отмечали, что еще в 2020 году Конституционный суд РФ постановил: положения о процедуре индивидуального отбора в профильные классы не могут служить основанием для отчисления детей.