Заголовки об американских санкциях против «Золотой короны» — до недавних пор, вероятно, самого популярного сервиса персональных переводов из России и в Россию — должны сопровождаться сноской: под ограничения попал не сам сервис, а аффилированная с ним компания «Центр финансовых технологий».

Как указывает РБК, фирма занимается разработкой платежного ПО, в том числе для «Золотой короны», но не только. Сама платежная система, оператором которой является РНКО «Платежный центр», под прямые санкции не попадала.

Неопределенность сказалась на реакции зарубежных банков и регуляторов. Например, в пятницу в прессе активно обсуждалась ситуация в Грузии, где все крупные банки вроде бы приостановили прием переводов KoronaPay, но уже в субботу, 24 августа, РБК в той же статье писало о восстановлении работы сервиса в крупнейшем банке страны, TBC, а в чатах для экспатов есть сообщения о выдаче переводов и в других организациях. О переводах в Грузию в отсутствие «Золотой короны» рассуждает журналист в Грузии Николай Левшиц:

Николай Левшиц журналист в Грузии «Честно говоря, пока самым оптимальным способом остается нахождение каких-то друзей и знакомых. Ты мне отправляешь рубли, я тебе лари, доллары, евро и так далее. Пока вот таких способов гораздо больше. Вы удивитесь, наверное, но Сбербанк отправляет в Грузию переводы. Хотя официально они запрещены, и банк находится под санкциями. У меня есть, например, скриншоты, когда Сбербанк отправлял пуши своим пользователям, что мы отправляем переводы в Грузию. Как они это делают? С помощью P2P через Узбекистан. То есть человек, который в Грузии принимает сбербанковский перевод, видит, что ему пришли деньги из Узбекистана. Таким образом, вроде как юридически никакие санкции не нарушены. С другой стороны, вот такой обход происходит. Также остаются криптовалюты. Достаточно много переводов через них осуществляется, какие там, не знаю, Binance, Bybit или еще что-то системы используются, не скажу. Все пользуются разными. Криптовалюты, опять же, популярны и в Грузии разрешены. Есть криптообменники, которые получили лицензию Нацбанка. Так что этот способ тоже рабочий. Я думаю, что, наверное, рынок сам определится. То есть, когда ушел «Юнистрим», добавилась «Золотая корона», потом ушел «Контакт», добавилось что-то еще. Я думаю, что неделя, две, три, месяц, люди сами находят выгодные, лучшие способы переводов. Может быть, «Золотая корона» в каком-то ключе останется. Пока, я говорю еще раз, ее не исключили».

Затронула ситуация и жителей Киргизии. На прошлой неделе многие банки страны объявили о прекращении переводов в российские банки из-за угрозы вторичных санкций, а теперь киргизская экономика может лишиться и «Золотой короны». Продолжает журналист интернет-издания kaktus.media в Бишкеке Диля Юсупова:

Диля Юсупова журналист интернет-издания kaktus.media в Бишкеке «Да, у нас на этой неделе было очень большое потрясение для всех, кто использует российский перевод. У нас основные банки отказались от переводов: «Сбер», Т-банк, МТС банк. И у нас, получается, доступны переводы только по системам «Золотая корона», «Астрасенд» и «Юнистрим». Ну и еще несколько мелких российских. Видимо, от «Короны» тоже придется отказаться. В некоторых банках доступен перевод на карты «Сбера», Т-банка по номеру карты. Но, опять-таки, это практикуют не все банки, только самые развитые, которые больше всего работали с Российской Федерацией. При этом у нас есть такая вторичная санкция, что некоторые банки-корреспонденты отказываются работать с 1 сентября. Например, Kookmin Bank. Это корейский крупный банк. У наших 13 банков, по-моему, корреспондентские счета были там. До этого отказался работать Landesbank немецкий. Но другие банки европейские пока соглашаются на работу».

При этом консенсуса о «нерукопожатности» «Короны» в ближнем зарубежье нет. Например, в Казахстане о запрете на работу с сервисом пока не слышно, а Нацбанк страны комментариев пока не давал, рассказывает журналист портала Ratel.kz Дмитрий Матвеев:

Дмитрий Матвеев журналист портала Ratel.kz«У нас есть Bereke Bank, который спокойно переводит деньги. Это бывший Сбербанк, который после начала санкций продали казахстанскому правительству. Потом, насколько я знаю, его перепродали в частные руки. Но, в общем-то, проблем у релокантов, которые делают переводы, нет, насколько я знаю. По крайней мере, у нас такого ажиотажа нет. Я знаю, и рубли переводят, и все вроде бы тихо. Нацбанк никаких заявлений даже не делал. Обычно у нас Нацбанк очень оперативно реагирует и отвечает, а здесь нет. Спокойно вы можете зайти в любой банк. Может быть, это пока, потому что сейчас Казахстану грозят санкциями все-таки, и приезжал представитель Госдепа к нам и угрожал».

Вероятно, регуляторы стран, где работала KoronaPay, пока что анализируют рамки санкций в отношении разработчика ПО для сервиса, но не самого оператора.

Пресса в Грузии не исключает, что в ближайшие дни грузинский ЦБ даст официальный комментарий по допустимости работы с KoronaPay.