Объединение самозанятых России обратилось с письмом к премьер-министру Михаилу Мишустину, с тем чтобы разделить требования к самозанятым перевозчикам и таксопаркам, пишет РБК. По мнению объединения, действующий закон «уравнял в обязанностях две экономически неравные модели».

Закон о такси вступил в силу в сентябре 2023 года. Среди прочего он обязывает водителей иметь полис ОСАГО по тарифу для такси, а он дороже обычного примерно в полтора раза. Также таксисты должны перекрашивать автомобиль в цвета, которые установлены в регионе. И ежедневно проходить медицинский и технический осмотры. С 1 сентября водители также будут обязаны оформлять дополнительную страховку: обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Этим в отрасли также недовольны.

В Объединении самозанятых России утверждают, что выполнять эти требования самозанятым намного труднее, чем тем же таксопаркам. Для компаний дешевле и страховка, и организация медосмотра, и содержание автомобилей. Продолжает глава Объединения самозанятых России Игорь Жмакин:

Игорь Жмакин глава Объединения самозанятых России «Самозанятых включили в 580-ФЗ формально, их ввели в правовые отношения и требования, созданные не для них. Ведь это еще советские нормы из другой жизни, из другой экономики. Таксопарки и самозанятые — это две абсолютно разные модели такси. И это экономически неравные модели, которые закон уравнял в обязанностях. Самозанятые не могут проходить ежедневные медосмотры и техосмотры. Просто негде их проходить. Не существует такой инфраструктуры, нет медиков и техников. Работа самозанятых отличается и организационно. У них нет одной базы, они начинают работу из своих дворов. Для самозанятых невыполнимо требование покупать полис ОСАГО по тарифу такси. Это в десять раз дороже, чем обычное автострахование. Здесь же абсурдная обязанность перекрасить в другой цвет личный автомобиль, который используется и для работы, и для частных поездок».

В организации утверждают, что сейчас из более чем 600 тысяч самозанятых таксистов только 20 тысяч получили разрешение на работу. Это чуть больше 3%. Наиболее трудная ситуация с этим в регионах, но там меньше и проверок. Выход для самозанятых — это работа в таксопарках. Или уход в тень, считает таксист Петр:

«Большинство водителей, которые работают на своих автомобилях, — это ИП. Допустим, у нас в парке очень много самозанятых. Сами знаете, какие сейчас цены на автомобили, цены на бензин. Купить сейчас автомобиль ИП, оформить его полностью под такси, получить все страховки и так далее — это огромные деньги. Тем более что окупаемость автомобиля очень сильно отодвинулась. Станет невыгодно, многие уйдут в тень».

Как технически выполнить требования самозанятых и сделать закон разным для разных таксистов — пока что вопрос. Продолжает председатель общественного совета по развитию такси в регионах РФ Ирина Зарипова:

Ирина Зарипова председатель общественного совета по развитию такси в регионах РФ «С точки зрения государства, мы не можем отличить водителя, работающего на своем автомобиле, от водителя, работающего на автомобиле таксопарка. Завтра придут работники общественного транспорта и скажут: у меня один автобус, я не хочу проходить медосмотр. Потом придут пилоты и скажут: я летаю редко, зачем я буду каждый день проходить медосмотр? То есть с точки зрения субъекта транспортного права это нельзя разделить. Их ответственность начинается, когда они сели за руль, и неважно, за руль сел водитель такси в трудовых отношениях либо это сделал самозанятый водитель, — он обязан пройти медосмотр. И как все контролирующие органы будут вычислять — по уплате налогов смотреть? Потому что самозанятый? Это прежде всего налоговый статус. На рынке уже года три есть понятие «удаленные медицинские осмотры». Это такая технология, где водитель с помощью терминала буквально за две-три минуты может пройти проверку на самочувствие, на состояние здоровья, на алкогольное опьянение, и, соответственно, медик его либо выпустит через удаленные системы связи, либо не выпустит».

В Объединении самозанятых России этот аргумент не принимают — там отмечают, что на установку одного терминала уйдет около 500 тысяч рублей, а еще нужны расходы на аренду и обслуживание. По стране нужно закупить не меньше 28 тысяч терминалов, а в одном городе их нужны сотни.

При этом в Сети можно найти варианты терминалов для медосмотра за 160-200 тысяч рублей с учетом обслуживания в 3 тысячи. Или аренда: это около 20 тысяч рублей в месяц.