Евросоюз готовится ввести суровые пошлины на электромобили из КНР
Брюссель называет меры ответом на субсидии со стороны Пекина, китайская сторона ответила иском в ВТО. При этом продажи электромобилей в странах ЕС почти повсеместно сокращаются
Читать на полной версииВысокие и почти что запретительные пошлины на ввоз в ЕС китайских электромобилей готовятся стать реальностью. Еврокомиссия 20 августа представила планируемые размеры тарифов, немного пересмотренные в сторону снижения. Для произведенных в Китае машин Tesla это 9%, для глобального лидера по продажам электрокаров BYD и большинства сотрудничающих с Брюсселем китайских компаний это от 17% до 21%, а для тех, кто отказался предоставлять ЕС данные по объемам своих субсидий в КНР, — сразу 36%, более трети отгрузочной стоимости автомобиля.
По мнению Еврокомиссии, меры должны нивелировать «риски экономического ущерба» для европейских производителей, связанные с «огромным и несправедливым» субсидированием китайских марок властями КНР.
О перспективах европейского рынка рассуждает автоэксперт Алексей Кованов:
Алексей Кованов автоэксперт «Все будет зависеть от того, какую стратегию сейчас выберут китайские марки. Если они будут готовы в ущерб своей прибыли снижать цены, чтобы их продукция на европейском рынке была конкурентоспособной, понятно, что покупатель купит эту машину, если она будет стоить разумную сумму денег. Если же китайцы не захотят этого делать и, соответственно, автомобили будут дорогими, «поднебесному» автопрому в Европе ничего не светит. Но здесь еще важно понимать то, что на сегодняшний момент европейские компании пока не смогли предложить доступных электрокаров. Даже с учетом введения этих акцизов все равно техника из КНР выглядит весьма предпочтительной».
Даже без повышения тарифов на китайские марки спрос на электромобили в странах ЕС стагнирует. Как пишет Forbes со ссылкой на аналитиков BMI, за первые пять месяцев года объемы продаж EV на территории блока выросли всего на 2%. В отдельных странах зафиксировано заметное падение, в том числе в Германии — на 16% к первому полугодию прошлого года, согласно данным газеты Le Monde. Спад связывают с отказом Берлина от субсидирования покупателей электрокаров.
Получается, что без госскидок электромобили никому не нужны? Комментирует автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Господдержку не надо переоценивать. Она была ощутимой, но не решающей. Например, во Франции действовала дотация в размере 5 тысяч евро при покупке электромобиля либо гибрида. Пять тысяч евро, с одной стороны, величина достаточно значимая, с другой стороны, не критическая, поэтому, когда меры господдержки в той же Германии сняли, рынок упал всего на 10%. Я не разделяю тех панических настроений, которые существуют в автоэкспертных кругах, с заголовками, мол, европейцы разлюбили электромобили, электромобили больше никому не нужны и так далее. Рынок скорректировался, спрос упал, но он сейчас стабилизируется, потом все равно пойдет вверх, поскольку зеленую повестку в Европе никто не отменял. И производителям нужно выполнять требования евродиректив по переводу выпуска всего, что они производят, на более экологичные рельсы. Это в первую очередь, конечно, производство электромобилей вместо машин с ДВС. Так что здесь ничего глобально не изменится. Отмена субсидий — это, наоборот, хороший знак. Это оздоровление рынка, потому что цена на автомобиль все-таки должна быть рыночной».
Politico (издание заблокировано в РФ) называет замедление европейских продаж электромобилей «кратковременной комой». По оценкам портала, рынок может обрести второе дыхание уже в будущем году, на вступлении в силу новых экологических стандартов ЕС для автоиндустрии. Среди прочего европейские производители будут обязаны снизить выбросы своих линеек на 15% от базового уровня 2021 года под страхом штрафных тарифов на каждый проданный бензиновый автомобиль. Издание приводит данные опросов, согласно которым 43% жителей Евросоюза при покупке следующего транспортного средства планируют отдать предпочтение электрокару.