В редакцию Business FM обратилась компания, которая за лето получила серию претензий за нарушение авторского права. И все из-за фотографий товара на своем сайте и на маркетплейсах. Претензии отправила одна и та же организация от лица правообладателя. По словам юристов, таких случаев становится все больше. А вместе с числом судебных исков растет и прибыль «защитников».

Первое фото, по которому продавец техники получил претензию, — это изображение с упаковки телевизора. То есть формально картинку предоставил сам производитель, но доказать это не вышло, и поэтому пришлось платить. Суммы по каждому иску сравнительно небольшие — плюс-минус 20 тысяч рублей. Но чтобы не тратиться на судебные расходы, выгоднее согласиться на мировое соглашение. Вот только за одной претензией последует другая, и непонятно, когда это закончится. Это можно сравнить с абонентской платой, считает руководитель отдела претензий интернет-магазина «Империя техно» Антон Доронин:

Антон Доронин руководитель отдела претензий интернет-магазина «Империя техно» «На протяжении всего лета нам начали приходить одна за другой примерно по две претензии в месяц по 19 тысяч, по 24 тысячи рублей о том, что мы незаконно используем эти картинки. Мы посмотрели судебную практику по этому вопросу. Действительно, получается, что единственное, как может в этом случае как-то себя оградить магазин, это максимально снизить размер неустойки, но в этом случае все равно суд будет проигран и нам придется оплачивать расходы на юристов. Многие пишут о том, что это практически узаконенное вымогательство. Иногда даже затруднительно найти того, кто владеет этой картинкой, и действительно ли владеет он».

Компания, которая рассылает претензии, по данным СПАРК, работает с 2021 года. В 2022 году на ее счету было чуть больше 300 судебных дел. Но уже спустя год их число резко выросло до 1600. И только за этот год оно перевалило за две тысячи. Суммы исков — в среднем около 50 тысяч рублей. Годовая прибыль компании при этом выросла на несколько миллионов.

И таких компаний — множество, подтверждают юристы. Суть их работы в том, чтобы почти автоматически определять нарушение авторских прав, связываться с правообладателем и потом делить с ним сумму, которую удалось взыскать с продавцов.

Что делать, если вы столкнулись с такой ситуацией? Объясняет партнер 2b law office Антонио де Гор:

Антонио де Гор партнер 2b law office «Если вы попали в поле зрения такой компании, возможностей полностью исключить ответственность не так уж много. Это связано с тем, что для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей закон устанавливает принцип невиновной ответственности. То есть независимо от наличия вины предприниматель отвечает лишь на основании случившегося факта правонарушения. А использование изображений при рекламе товара без согласия правообладателя суды как раз рассматривают в качестве правонарушения. Другой момент, на который следует обращать внимание в процессе судебного разбирательства, — это обоснованность претензий истца с точки зрения принадлежности ему исключительных прав на изображение. Но когда мы говорим об изображениях, установить их первоначального автора и последующих правообладателей и доказать, что у истца нет прав на это изображение, бывает очень непросто».

Чтобы не нарушить авторские права, проще всего заказать съемку товара самостоятельно. Хотя это и дороже. Но в таком случае по крайней мере у продавца на руках будет договор о том, что ему передаются права на изображение. Можно также использовать фото из стоков — за доступ к ним нужно будет заплатить. Но придется проверить условия пользовательского соглашения, а именно — разрешают ли они использовать картинки в коммерческих целях.

При этом часть фото, по которым «Империи техно» направили претензии, по словам Антона Доронина, опубликовала даже не сама компания. А маркетплейс. Фото на карточку товара подобрал «Яндекс Маркет» и указал там несколько продавцов. По мнению юриста, в таком случае продавец в суде может привлечь маркетплейс к делу в качестве соответчика. Или позже взыскать с него уплаченную сумму. Но придется доказывать, кто именно опубликовал фото. Business FM отправила запрос в пресс-службу «Яндекс Маркета», там пообещали ответить в скором времени.