Обновлено в 17:43

Китайский стал вторым по популярности у россиян языком для изучения, сообщается в исследовании сервиса Superjob. О желании выучить язык заявили 20% респондентов с доходом от 100 тысяч рублей.

Самым популярным традиционно стал английский язык — о желании выучить его рассказали 38% опрошенных. На третьем месте оказались немецкий и японский — на каждый язык пришлось по 5% участников опроса. Также в топ у россиян попали итальянский, французский, испанский и арабский языки. При этом 13% россиян заявили, что не заинтересованы в изучении иностранных языков, так как не ездят за рубеж.

О тенденциях в этой отрасли говорит руководитель исследовательского центра Superjob Наталья Голованова:

Наталья Голованова руководитель исследовательского центра Superjob «Наше предыдущее исследование тоже фиксирует рост интереса к китайскому языку, интерес к этому языку растет. Хотя большинство россиян по-прежнему считают, что английский наиболее полезен для карьеры. Этим летом мы задавали вопрос, знание какого иностранного языка было бы полезно конкретно для карьеры отвечающего респондента, и английский на первом месте почти у половины россиян, 49% респондентов нам тогда так ответили. На самом деле и среди вакансий, требующих знания иностранного языка, больше всего именно для владеющих английским. При этом все большую востребованность, мы видим это по вакансиям, у работодателей приобретает китайский язык. И сегодня уже каждый восьмой работающий россиянин считает, что именно китайский может продвинуть карьеру. Другие языки упоминаются значительно реже, всего лишь 1-2% назывались. За последние три года доля россиян, которые признают полезность английского языка для своей карьеры, уменьшилась на 11 процентных пунктов, это очень значительно. По сравнению с предыдущим годом интерес к английскому языку снизился на 4 процентных пункта, в то время как к китайскому увеличился на 3 процентных пункта. И каждый второй опрошенный родитель сегодня считает, что для будущего детей самым полезным будет знание английского, но уже 31% говорит о том, что нужно изучать китайский, и тоже плюс 6 процентных пунктов в год — это очень тоже показательно. Если много лет назад было принято, что называется, английский язык писать в каждую вакансию, просто потому что знание английского языка на том или ином уровне говорило, скорее всего, об общем развитии и работодатель даже не особенно проверял, знает ли человек английский, то теперь языки в вакансии пишут, что именно тогда, когда они нужны для работы, это совсем теперь другая история».

Знание языков, в частности, становится очень важным для бизнеса, говорит доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ Борис Орехов:

— Для бизнес-контактов, конечно, всегда удобнее знать язык твоего партнера. Раньше, может, и было представление о том, что знание языка может заменить переводчик, но ясно, что нюансы, которые содержатся в высказывании, в языке, часто определяют успех переговоров. Ведь если ты не знаешь, что подразумевает, не открыто выражает, а, так сказать, в скрытом смысле передает через языковые высказывания твой партнер, то ты можешь ошибиться в построении своей стратегии разговоров с ним. Поэтому знание языка — это, безусловно, важная история, и изучать, конечно, лучше те языки, в отношении которых будут, скорее всего, какие-то бизнес-контакты. Сейчас понятно, что происходит переориентация на Восток, поэтому я бы ожидал, что китайский язык как язык большой и богатой экономики будет востребован, в том числе среди россиян с высоким достатком. То есть получают все большую популярность языки так называемого глобального Юга. Понятно, что это те самые сферы, которые еще у нас не освоены, мы довольно долго замыкались на Западе, и поэтому английский язык всегда был востребован, но, скорее всего, всегда и будет востребован. Но арабский, испанский, китайский — это, конечно, некоторый новый тренд, который происходит благодаря тем геополитическим изменениям, которые мы наблюдаем.

— Стало ли выше количество желающих учиться?

— Конечно, стало больше людей, которые интересуются языками, которые раньше не изучались так активно, и поэтому открываются учебные специальности, новые учебные группы, которые позволяют выучить эти языки. Но надо еще сказать, что наряду с классическими формами обучения в вузах, например, у нас сейчас очень развиты разного рода приложения и онлайн-курсы, поэтому точно оценить востребованность того или иного языка, конечно, мы теперь не можем.

Ранее, согласно исследованию сервиса «Авито Услуги», сообщалось, что в 2024 году почти половина россиян — 44% — планировали начать учить с нуля хотя бы один иностранный язык.

При этом 68% респондентов заявляли, что хотят сделать это для личного развития, 38% — для путешествий, 19% — для общения с иностранцами, 18% для работы и 9% — для учебы.