Минпромторг может ввести маркировку моторных масел
На данный момент проект предложен на общественное обсуждение, до февраля 2025 года проводится эксперимент по добровольной маркировке этого вида товаров. Как оценивают инициативу эксперты и участники рынка?
Читать на полной версииМинпромторг предложил ввести маркировку моторных масел. Подготовленный ведомством проект постановления правительства размещен для общественного обсуждения. На данный момент проводится эксперимент по добровольной маркировке данных товаров, он продлится до конца февраля 2025 года. С марта начнется регистрация участников оборота продукции в информсистеме, а с сентября маркировка станет обязательной.
Предполагается, что мера поможет в борьбе с нелегальной продукцией. Еще в прошлом году в Союзе автосервисов заявляли, что доля контрафакта среди автомобильных жидкостей и смазочных материалов может достигать 50% от всего объема предложений на рынке. И, как подчеркивали в организации, отличить подделки почти невозможно.
Комментирует главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru Максим Ракитин:
Максим Ракитин главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru «Последние два с половиной года у нас на рынке появилось гигантское количество контрафакта, причем если раньше подделывали, не стеснялись, маленькие объемы, литровые, четырехлитровые канистры, то сейчас уже можно даже найти контрафакт в баррелях, то есть в бочках. И это тоже очень большая проблема, потому что масло приходит к нам из-за рубежа, и там сертификация может быть какая угодно, и там может быть и контроль поменьше за контрафактом. Поэтому сейчас, к сожалению, сервисмены, когда покупают масло в бочках, они стараюсь покупать его в больших объемах, сталкиваются с тем, что внутри емкости находится какая-то бурда, то есть даже не масло, а это просто жидкость какого-то коричневого цвета, примерно с нулевой вязкостью. А предъявить претензии некому, потому что они приобретают популярные некогда у нас бренды масел, которые от нас ушли, и, соответственно, это не представительство, это какие-то перепродавцы. Поэтому история с маркировкой должна по идее с контрафактом начать бороться. Но здесь, мне кажется, что история как с молоком или как с питьевой водой не сильно прокатит, потому что здесь немножко другой подход должен быть. Здесь должен быть входящий контроль на границе и где-то еще для того, чтобы эта вещь вообще не попадала к нам на рынок, это сложно, дорого и долго, но эти вещи должны отсекаться не внутри страны уже, а когда они еще только пытаются в страну попасть. Если мы покупаем моторное масло в крупных сетевых магазинах, мы видим, как QR-код считывается, как что-то происходит на экране кассового аппарата. А если мы покупаем это, например, просто в маленьком магазине запчастей, то вам просто могут выдать канистру, взять с вас деньги и все. То есть само наличие маркировки нас никаким образом ни от чего не спасает. Нам точно так же вместе с этой маркой, с этим QR-кодом могут продавать откровенное барахло, поэтому на 100% это проблему не решает».
В Центре развития перспективных технологий — это оператор системы цифровой маркировки «Честный знак» — заявили, что нововведение не вызовет роста цен. Там отметили, что ни в одной из 17 товарных групп, где ранее вводили маркировку, увеличение себестоимости не превысило 1% за шесть лет.
Но, по словам владельца независимой станции технического обслуживания BMW-Ice Ивана Холодкова, цифры могут быть другими:
— Шины уже маркируете, насколько они у вас подорожали из-за маркировки?
— В момент введения маркировки они не подорожали, до 5-10%, не более того, добавленной стоимости. Шины в тот момент, когда они стали маркироваться, они незаметно подорожали, они значительно подорожали в принципе сейчас в связи с ситуацией, я имею в виду шины иностранных производителей европейских и так далее, не китайские и не российские.
Ранее в журнале «За рулем» подсчитали, что среди брендов моторных масел наибольшей популярностью пользуется Lukoil. Также заметен повышенный интерес к продукции таких марок, как ZIC, Sintec и Rolf.
А вот на прежних лидеров — продукцию Mobil и Shell, которые по-прежнему поступают в Россию по параллельному импорту, наблюдается снижение спроса — на них приходится всего около 10% продаж, и это с учетом реализуемого контрафакта.