Депутат Хинштейн предложил отключить монетизацию на российских стримингах для иноагентов
По словам главы думского комитета по информполитике, соответствующую инициативу в парламенте могут рассмотреть уже осенью. Речь идет об иноагентах-музыкантах, блогерах и авторах самого разнообразного контента, который легально присутствует на российских площадках. Эксперты, правда, сомневаются в эффективности предложенного инструмента
Читать на полной версииИдею лишить иноагентов возможности зарабатывать на российских платформах глава думского комитета по информполитике Александр Хинштейн объяснил просто: если человек легально получает деньги из России, а потом тратит их на поддержку Украины, — это абсурд.
При этом Хинштейн уточнил, что речь не должна идти о запрете творчества иноагентов и введения против них цензуры. Если произведение не признано экстремистским и не внесено в реестры запрещенных, оно может транслироваться или скачиваться и дальше. Но роялти за это исполнитель-иноагент получать не должен, считает депутат.
Речь тут, конечно, в первую очередь о музыкантах. Треки многих иноагентов по-прежнему находятся в свободном доступе на «Яндекс Музыке», в сберовском «Звуке» и так далее. Другой вопрос, что такой запрет не сильно отразится на доходах артистов, признанных иноагентами, считает главный редактор InterMedia Евгений Сафронов:
Евгений Сафронов главный редактор InterMedia «Для артиста доходы от любых цифровых сервисов не являются принципиальными, они составляют 5-15%. А вот для композитора это может составлять и 20%, и 30%, и 50%. Здесь проблема только в том, что мы все время забываем о том, что каждый трек имеет не только исполнителя, но еще и человек 10-15, а то и 20, кто принимал участие в создании этого трека и имеет право на роялти, то есть на отчисления, о которых мы, собственно говоря, и говорим сейчас. Получается, что, если иноагента наказывают и не платят за его трек, страдают все остальные участники. В первую очередь это авторы, это производители фонограмм, это издательство. Они все имеют свои проценты. Если трек не монетизируется, не монетизируется их работа тоже. Это можно, конечно, решить, но на том уровне, на котором сейчас мы находимся, это нереально, потому что законодательство всего этого просто не видит».
Правда, в случае как раз с иноагентами, а очень многие музыканты из тех, кто таковыми признаны, — это рокеры и рэперы, зачастую они являются не только исполнителями, но и авторами своих треков. Эксперты также обращают внимание на то, что пока в российском законодательстве не прописан сам термин «стриминг» и принять закон о запрете монетизации со стриминговых платформ, который четко бы работал, по словам некоторых собеседников Business FM, на данном этапе просто невозможно. Но в том, что не очень хорошо написанный закон может очень хорошо работать точечно, сомнений нет.
Что касается платформ с видеоконтентом и блогеров, здесь вообще нет никаких денег, потому что и самих иноагентов на отечественных площадках нет. Но тут и задача стоит другая, отмечает основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door Алексей Пак:
— Сейчас все иноагенты существуют на двух процессах. Они зарабатывают на каких-то рекламных интеграциях. И второе — они живут на донатах, которые получают от пользователя, либо это дополнительная монетизация: мерч, подписка на закрытый канал и подобные процессы.
— То есть эта инициатива, по сути, никого ничем не ущемит?
— Я бы так сказал: уменьшит ли она шансы иноагентов на заработок? 100%. Ударит ли это по ним так, чтобы они, условно говоря, завтра перестали существовать? Нет, в таком формате не повлияет. Но мы же понимаем, это делается для того, чтобы у людей, которые еще не стали иноагентами, было меньше мотивации вести себя не так, как это разрешено в нашей стране, особенно с учетом блокировки и отсутствия работы иностранных социальных сетей.
При этом список иноагентов в России регулярно пополняется. Хотя последние его обновления некоторых наблюдателей откровенно удивили.