Телеграм-каналы Brief и «Незыгарь» признаны иноагентами
Также в сегодняшний список новых иноагентов попали телеграм-каналы «Brief важное» и «Сирена», активист Ринат Давлетгильдеев и президент группы Zenden Андрей Павлов. Все каналы и персоны, по сообщению Минюста, распространяли фейки о политике, проводимой российскими властями, или дискредитировали ее
Читать на полной версииОбновлено в 22:04
Минюст признал телеграм-каналы Brief и «Незыгарь» иностранными агентами. В этот же список попали также телеграм-каналы «Brief важное» и «Сирена», активист Ринат Давлетгильдеев и президент группы Zenden Андрей Павлов. По данным ведомства, все они (и люди, и каналы) распространяли фейки о политике, проводимой российскими властями, или дискредитировали ее.
Больше всего из списка новых иноагентов привлекают внимание каналы Brief и «Незыгарь». Экспертов, опрошенных Business FM, новость о признании иноагентами каналов Brief и «Незыгарь» не то чтобы удивила, но определенный элемент неожиданности они в этом нашли. И сразу предложили целый набор возможных объяснений. Первое: бюрократическая инерция. Раз уж так сложилось, что по пятницам принято пополнять списки иноагентов, а все очевидные претенденты закончились, дальше в списки будут попадать все менее очевидные кандидаты. Еще один вариант — дальнейшее закручивание гаек в инфополе. Замедлили YouTube, нужно приниматься за Telegram. Ну и классическая теория о противостоянии неких кремлевских башен тут тоже вполне применима, считает профессор Финансового университета Константин Симонов:
Другой вопрос — что с этими каналами будет дальше. И Brief, и «Незыгарь» — анонимные телеграм-каналы с довольно большой аудиторией. У канала Brief более 570 тысяч подписчиков, у «Незыгаря» почти 304 тысячи. Прямой легальной рекламы со всеми полагающимися плашками сходу там найти не удалось. А вот реклама других каналов или репосты коллег (что тоже может стоить денег) — это есть.
Сильно смягчая комментарии ряда собеседников Business FM, чтобы сделать их речь пригодной для эфира, можно сказать, что на рынке есть мнение: такие анонимные каналы часто зарабатывают на том, что размещают информацию, которая в ряде каких-то конфликтов может быть очень выгодна одной стороне и очень невыгодна другой. Оплачиваются такие публикации соответствующим образом. И, по консолидированному мнению наших собеседников, на такую модель бизнеса иноагентский статус не повлияет никак. Но вкупе с недавно принятым законом о том, что авторы каналов с аудиторией более 10 тысяч подписчиков должны раскрыться перед регулятором, общий тренд уже понятен — считает генеральный директор Agenda Media Group, вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Алексей Парфун
Алексей Парфун генеральный директор Agenda Media Group, вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) «Я думаю, что в какой-то итерации может же быть следующая история, что незарегистрированные и признанные иноагентами телеканалы, ну, видимо, будут обращаться, это гипотеза, но я думаю, что будет вполне логично обращаться к Telegram на тему там блокировки таких каналов. Потому что они анонимные, не прошли регистрацию и так далее. Соответственно, что через какое-то время их деятельность, она, скорее всего, остановится, ну это мой прогноз».
Другое дело, что сам Telegram не очень-то охотно блокирует какие-либо каналы по чьей-либо просьбе или даже по требования. И здесь политологи видят еще один риск. Одно дело, когда ключи для закручивания гаек работают, и совсем другое, когда меры приняты, а ничего не изменилось. Это нивелирует ценность самих ключей и тех, кто их держит в руках. Но если вдруг каким-то образом властям удастся закрыть такие каналы, у этого тоже могут быть негативные для властей же последствия, считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко:
Что касается остальных новых иноагентов, телеграм-канал «Сирена» запустил ФБК (признан в России НКО-иноагентом и запрещенной экстремистской организацией, ликвидирован по решению суда) в 2022 году. Его главным редактором был журналист Андрей Затирко (который тоже признан иноагентом). Журналист Ринат (так он указан в документах Минюста, хотя его имя Ренат) Давлетгильдеев, по данным ведомства, распространял фейки о политике и решениях российских властей, участвовал в создании и распространении сообщений и материалов других иноагентов и пропагандировал ЛГБТ-отношения, притом движение ЛГБТ в России тоже признано экстремистским и запрещено.
Бизнесмену и основателю группы Zenden Андрею Павлову Минюст вменил участие в распространении контента иноагентов и распространение фейков о решениях и политике российских властей.