Из приграничных районов Курской области выехали 121 тысяча жителей. По словам врио губернатора региона Алексея Смирнова, еще около 60 тысяч предстоит вывезти.

Условия содержания в пунктах временного размещения у эвакуированных нареканий не вызывают. Многие собеседники Business FM благодарят волонтеров и просто неравнодушных сограждан за активную помощь.

Жителей Курской области вывозят в соседние регионы — в Орловскую и Брянскую области, в Калугу, Тулу и другие города. Кто-то сам едет в Москву. И, конечно, многих вывозят в сам Курск, где на самом деле ситуация тоже очень сложна, рассказала Business FM Тамара, которая живет в городке в 5 километрах от Курска:

«При каждой ракетной опасности — а она по много раз за день объявляется, не менее десяти раз — автобусы останавливаются, высаживают людей. То есть надежды на транспорт в этой тревожной ситуации нет. Это касается маршруток. Ездят по городу на личном транспорте и на такси, но, учитывая такой наплыв беженцев, а у нас их сейчас действительно очень много, большие очереди в гуманитарку, оформление документов. На такси сейчас повышенные тарифы. Когда объявляется ракетная опасность, мы не знаем, куда летит ракета и где бабахнет. Никто не знает. По всей Курской области идет предупреждение. Я реагирую спокойно, но понимаю, что инстинкт самосохранения все равно присутствует, и накапливается тревожность, потому что у нас по телевидению прерываются программы, идет вой сирены, на улицах вой сирены».

А вот от чего пришлось бежать в тот же относительно безопасный Курск жителям Суджи. Марина успела покинуть город с дочкой и сейчас находится в пункте временного размещения. В Судже у нее остались отец и брат.

— Те, кто остался из ваших близких, друзей, собираются уезжать?

— У меня родного брата убили. Как им выехать, если они убивают людей? Были разные разрушения — не только какие-то административные, но и частные домовладения, естественно, были дома разрушены, у знакомой через улицу дом взорвали, ракета какая-то попала. Стреляли, такое впечатление, без разницы куда. Мы сидели в подвале четыре с половиной часа.

Связи с родными и близкими, которые остались с Суджанском районе, у эвакуировавшихся нет. В первые дни, когда район еще можно было более или менее безопасно покинуть, жители выбирались оттуда сами, рассказала Марина. Это же подтвердила еще одна местная жительница Людмила:

— Рядом разрушения были, в дома прилетало, дома горели. Как можно было оставаться? На дорогах стояли разбитые машины, все полыхало.

— Где вы сейчас находитесь?

— В пункте временного размещения в Курске. Приняли хорошо, интересуются, что да как, приносят и лекарства, и личные вещи, и средства гигиены. Кормят три раза в день. Нам с семьей выделили комнату.

В понедельник, 12 августа, кадры эвакуации жителей из Беловского района Курской области публиковало уже МЧС.

По словам собеседников Business FM из Белгорода, куда тоже отправляют жителей Курской области, там все более или менее спокойно. Хотя эвакуацию объявили и в некоторых районах этого региона. Но когда слышишь от жителя Белгорода: «Все более или менее спокойно», очень важно понимать контекст и условия, к которым местные уже, к сожалению, привыкли. Вот комментарий журналиста, создателя сообщества «Белгород — это интересно» Сергея Хахалева:

Сергей Хахалев журналист, создатель сообщества «Белгород — это интересно» «Есть стабильные обстрелы, не отличаются сильно от других дней по обстрелам по Белгородской области. Это все приграничные районы. Очень много обстреливают артиллерия, дроны. Очень много неизбирательной стрельбы, это постоянно в сводке у губернатора есть. События, которые произошли в Курской области, которые происходят в Красной Яруге, глобально именно на сам город Белгород и на его жизнь сильно не влияют. То есть это не ощущается, когда ты просто идешь по городу, общаешься с друзьями. Есть моменты, что у кого-то есть родственники в приграничных регионах, они теперь более серьезно озабочены тем, чтобы их вывезти, ну, там не дай бог что. Люди из Шебекина тоже передвигаются. Понятное дело, с Краснояружского района сейчас самое большое движение идет, чтобы отъехать от границы».

Более тысячи человек по состоянию на вечер 11 августа уже приняла Орловская область, рассказала Business FM корреспондент сетевого издания «Орловские новости» Виктория Тихомирова:

Виктория Тихомирова корреспондент сетевого издания «Орловские новости» «Сейчас мест мало, власти размещают информацию, просят людей по возможности принимать к себе, размещали номер, предлагают обращаться как платно, так и бесплатно. Кто-то сам пишет. Изначально, как начали люди бежать, сразу писали, кто может принять у себя семьи, в пункты приема гуманитарной помощи тоже приносят [вещи], много приносят. Кто-то даже готов взять людей. В пятницу я ездила, ждала группу переселенцев. И к студенческому общежитию для встречи приезжали медики, говорили, что даже из соцслужбы предлагают работу».

Стоит отметить, что если те, кому пришлось выбираться из приграничных районов самостоятельно, критикуют организацию эвакуации, то с мест временного размещения и от самих переселенцев, и от местных журналистов, и от жителей городов, куда приезжают эвакуируемые, в адрес принимающей стороны звучит только благодарность. Люди с теплом отзываются о сотрудниках пунктов временного размещения, о волонтерах и обо всех россиянах, которые очень активно помогают тем, кто оказался в беде. Вот что рассказывает житель Курска Тимур:

«Люди помогают, даже москвичи, это очень приятно. И все так дружно. В общем, работа идет. Все стараются помочь, и я думаю, что все будет хорошо. В принципе люди повыезжали, где-то приютили, есть крыша над головой».

Судя по тому, что редакции рассказали жители Курской области, которые сейчас оказались в пунктах временного размещения, план дальнейших действий есть пока не у всех. Кто-то уже готовится к переезду к родственникам, кто-то собирается снимать жилье в новом для себя регионе, а кому-то идти пока просто некуда.