В Санкт-Петербурге начали штрафовать за громкий выхлоп автомобилей и мотоциклов
Рейд провели инспекторы ГАИ. Мнения по этому поводу разделились. Местные жители говорят, что давно пора, автоюристы отмечают, что законодательной базы под этими проверками пока нет
Читать на полной версииНа видео, посвященном рейду ГАИ Петербурга, видно, что инспекторы не просто останавливают громкие автомобили и мотоциклы, а замеряют уровень шума на месте остановки, прикладывая специальное устройство — шумомер — к выхлопной трубе. Жители Петербурга встретили новость о первом подобном рейде в России с воодушевлением, говорит местный житель Роман:
«Как человеку мне это мешает. Я живу в районе, куда мотоциклисты любят залетать на большой скорости, газовать. Особенно это заметно ночью, с 00:00 до 2:00. Они успевают прокатиться до камеры, которая замеряет скорость. Я только за. В этом районе живет несколько десятков тысяч человек, a три-четыре не очень воспитанных человека отравляют жизнь десяткам тысяч людей. По-моему, это полный неадекват, и с этим нужно бороться».
Громкие автомобили, гоняющие в 4 утра по пустым улицам, или ревущие мотоциклы, которые будят жителей всего района, — картина, привычная для жителей многих городов России. В Москве предметно обсуждают вопрос уже несколько лет. Сергей Собянин обещал приструнить «отмороженных автомобилистов» и повысить для них штраф в 10 раз — с 500 рублей до 5 тысяч рублей. Впрочем, дело так и не сдвинулось, говорит активистка района Патриаршие пруды Галина Мельникова:
Галина Мельникова активистка района Патриаршие пруды «Вот это безобразие, оно, конечно, нас не просто тревожит, а мы вопим уже во все инстанции. Я искренне завидую питерцам. И так совпало, что сегодня мы встречались с руководителем МАДИ, чтобы пройтись по всем болевым точкам. Ведь это не только шумные моторы и громкие мотоциклы, которые почему-то разрешили на Патриарших прудах именно после 22:00. Мотоциклисты уже попадают внутрь Патриарших. И уже в отсутствие других знаков запрещающих они могут крутиться восьмерочками, и мы в 4:00 слышим мотоциклетные всплески. Появилось музыкальное сопровождение».
В Петербурге громких водителей привлекают по двум статьям КоАП: за «превышение нормативов уровня шума» и за «внесение конструктивных изменений в транспортное средство». Нарушителям предлагается в десятидневный срок вернуть конструкцию к нормативам, иначе регистрация транспорта будет обнулена, а номера — списаны. Да, громких водителей станет поменьше, многие уже отмечают, что встречают их не так часто. Но можно перегнуть палку, когда инспекторы не будут разбираться с видами выхлопа и сертификацией и будут просто штрафовать за любой нештатный прямоток, считает мотоциклист, участник сообщества «Мотомосква» Андрей Родионов:
Андрей Родионов мотоциклист, участник сообщества «Мотомосква» «Если речь идет только о шумовом критерии, вопросов не будет. У нас же зачастую устраиваются рейды на все нештатные устройства, в системе выхлопа уже никто не разбирается. Товарищи, которые «портят поляну» большинству самих мотоциклистов, ставят какие-то жуткие китайские прямотоки, за которые мы сами бы голову отвинтили. Другой вопрос, что, столкнувшись с такими проявлениями, вы прекрасно понимаете, наши законотворцы, не пытаясь разобраться в сути, просто говорят: запретить все, что не «завод».
Формально, и в этом сходятся все автоюристы, инспекторы замерять уровень шума не имеют права. Нет пока такой законодательной базы. Эксперимент с дорожными камерами с шумомерами, который проводился в столице, закончился ничем. Слишком велика погрешность в дорожных условиях. А законопроект, который позволял регионам увеличить штрафы за шум до 30 тысяч рублей, пока подвис после первого чтения. Документ встретил активную критику и не прошел общественные обсуждения. Хотя начинание похвальное, считает главред журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главред журнала «За рулем» «Первое, с общечеловеческой точки зрения: наконец-то взялись за наведение порядка. Многих рычащие автомобили и мотоциклы, честно говоря, достали. Но то, что делают в Петербурге, измерения, которые они проводят, являются в известной степени нелегитимными. Даже те видео, которые показывают, я вижу по этому видео, что инспектор замеряет уровень шума, уровень звука неправильно. Те же Lamborghini или BMW мощностью за 500, за 600 лошадиных сил звучат довольно-таки громко даже в заводском состоянии. Поэтому это спорный момент. Выносить какие-то предписания, штрафовать водителя можно только за внесение изменений в транспортное средство».
Да, ГОСТ по шуму существует. Для легковых авто и мотоциклов он составляет 96 децибел, для автобусов и грузовиков — до 100 децибел. Но чтобы замерять точно, надо держать шумомер на определенном расстоянии и обязательно в лабораторной тишине.
А замеры на дорогах нужны лишь для того, чтобы инспектор убедился в своих подозрениях по поводу переделок либо свои подозрения развеял. Ну и чтобы местные жители выспались — хотя бы одну ночь.