Первая неделя Олимпиады ознаменовалась чередой скандалов
Среди них — боксерский поединок между итальянской и алжирской спортсменками, беспорядки на футбольных матчах, санкции в отношении канадской сборной за шпионаж и другие
Читать на полной версииОбновлено в 21:05
Летняя Олимпиада в Париже стартовала 26 июля, но за первую неделю уже произошло несколько курьезных и конфликтных ситуаций.
Один из главных скандалов первой недели Олимпиады — боксерский поединок между итальянкой Анджелой Карини и представительницей Алжира Иман Хелиф. Карини на 46-й секунде отказалась продолжать бой, назвав поединок несправедливым. Год назад Хелиф вместе с другой спортсменкой — Линь Юйтин из Тайваня — была дисквалифицирована Международной ассоциацией бокса после гендерного теста. По результатам генетических тестов было доказано, что они имеют ХY-хромосомы, которые дают им физиологическое преимущество перед биологическими женщинами*. Однако Международный олимпийский комитет допустил обеих боксерш до этой Олимпиады.
Произошедшее на поле боя возмутило премьер-министра Италии Джорджу Мелони, Федерацию бокса России, болгарский олимпийский комитет и многих других. В НОК Венгрии отметили, что олимпийские правила в боксе должны быть пересмотрены, если не предусматривают равных возможностей для женщин.
Футбольный инцидент произошел с женской сборной Канады. Дисциплинарный комитет ФИФА оштрафовал ее за шпионаж на 200 тысяч швейцарских франков и шесть очков на групповом турнире Игр, а тренера сборной на год отстранил от любой футбольной деятельности. Дело в том, что члены тренерского штаба команды использовали дроны для наблюдения за тренировкой соперниц из Новой Зеландии. Тренер канадской команды после вердикта извинилась за произошедшее.
Футболисты сборных Франции и Аргентины устроили драку после финального свистка. Аргентина уступила со счетом 1:0. Французский полузащитник Энцо Мийо начал праздновать победу перед тренерской скамейкой сборной соперника, а ряд его партнеров — перед трибунами с южноамериканскими болельщиками. Аргентинские футболисты подбежали к соперникам, началась потасовка.
Много обсуждений вызывала чистота воды в Сене — еще до открытия Олимпиады. В июле мэр Парижа Анн Идальго даже искупалась в ней, чтобы доказать, что в столичной реке безопасно проводить соревнования. Однако спортсмены не поддержали Идальго. На отвратительный запах, сильное течение и неприемлемые условия заплыва пожаловались триатлонистки из Испании, Швеции и Нидерландов. В частности, испанка Мариам Касильяс заявила, что организаторы «не подумали о здоровье спортсменов и превратили соревнования в цирк». Между тем глава МОК Томас Бах назвал соревнования по триатлону на Олимпиаде «Сена-сационными», высоко оценив организацию Олимпийских игр в Париже.
Впрочем, есть место на Играх не только скандалам, но и, на первый взгляд, курьезам. Один из них произошел на командном турнире по дзюдо. Южная Корея против француза Тедди Ринера весом более 140 килограммов и ростом выше 2 метров выставила Ли Ён Хвана. Его рост 175 сантиметров, а вес почти в два раза меньше оппонента. Причины такого решения корейской команды неизвестны. Поединок продолжался полторы минуты и закончился ожидаемо — досрочной победой Ринера.
Реакцию мирового сообщества и последствия для репутации Олимпийских игр и МОК комментирует доктор культурологии, профессор кафедры менеджмента спорта и активного досуга РЭУ имени Плеханова Алексей Кыласов:
— Все-таки эти Олимпийские игры не слишком ли насыщены именно какими-то скандальными, провокационными вещами, начиная с самой церемонии открытия? Или это стандартно для любых соревновательных историй?
— Здесь надо понимать, что все-таки культурный фактор всегда играет роль. То есть Игры, проходящие в Китае, согласуются и апеллируют к внутренней китайской культуре, то есть они заставляют МОК, мягко говоря, прогнуться под местные ценности. Что касается французской культуры, то чего же мы хотим-то? Все же мы знаем, что такое французская культура. Это же феномен, который можно назвать agent provocateur — это агент-провокатор, и, соответственно, она провокативна по своей сути. Вспомните произведения литературы, искусства, музыки — они все провокативные, и, соответственно, этого не отнять у французов, это у них в крови. А другое дело, что то, чем они сегодня нас провоцируют, выходит это за рамки нашего понимания или не выходит, но в любом случае французы верны своей внутренней культуре, своему внутреннему настрою. А уж как он резонирует с текущей повесткой, восприятию ценностей и нормативных ценностей — это второй вопрос. Но эти Игры по-настоящему французские.
Скандальными эти Игры стали еще с церемонии открытия. Наибольшее возмущение пользователей соцсетей и общественных деятелей вызвала пародия на «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи, в которой участвовали переодетые женщинами мужчины.
Основатель Tesla Илон Маск в своих соцсетях назвал пародию проявлением «вопиющего неуважения» к христианам. МОК принес извинения — там заявили, что церемония открытия была направлена на воспитание терпимости и толерантности в обществе, а если кого-то обидели определенные сцены, то это было совершенно непреднамеренно.
*Движение ЛГБТ, в которое входят трансгендеры, в РФ признано экстремистским и запрещено