Совфед одобрил закон о правилах высылки нелегальных мигрантов
Законопроект расширяет полномочия МВД и предусматривает создание специального реестра, попадание в который ограничивает нелегального мигранта в правах
Читать на полной версииОбновлено в 18:00
Совет Федерации одобрил закон о режиме высылки нелегальных мигрантов из России. Ранее его приняла Госдума, теперь он поступит на подпись президенту РФ. Основных положений закона несколько — он расширяет полномочия МВД и создает специальный реестр, попадание в который ограничивает нелегального мигранта в правах.
На практике процедура будет выглядеть так: полиция фиксирует правонарушение со стороны мигранта, принимается решение о выдворении, затем мигрант попадает в реестр, который позволяет полиции его контролировать вплоть до момента, когда мигрант покинет страну.
Попадание в реестр означает, что мигрант лишается права покупать недвижимость и автомобили, управлять машинами, брать кредиты, свободно перемещаться по территории России, вступать в брак, оформлять новые счета в банках, тратить со счетов более 30 тысяч рублей в месяц.
Сейчас практика такова, что мигранты даже после решения о выдворении могут годами жить в России, говорит эксперт, ведущий юрист Международной миграционно-правовой поддержки (IMALS) Евгения Сугутская:
Отдельным положением расширяются полномочия МВД. Например, мигранты из реестра будут обязаны информировать полицию о своем местонахождении, в том числе отправлять фото с отметкой о геолокации. Они должны будут сообщать о дате, месте и маршруте самостоятельного выезда из страны.
Полиция наделяется правом запрашивать информацию, составляющую банковскую, налоговую и коммерческую тайну. А также проникать в жилище без согласия проживающих в нем.
Против этого выступила Генпрокуратура. Начальник правового управления ведомства Артур Завалунов указал, что это нарушает конституционное право граждан на неприкосновенность жилища. «Мы хотим бороться с незаконной миграцией, а ставим под сомнение права обычных граждан», — отметил он.
Аргументы прокуратуры «будут восприняты», заверил один из авторов инициативы депутат Дмитрий Вяткин. А глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас заявил, что у него «конституционность нынешней редакции законопроекта» сомнений не вызывает. И пообещал найти приемлемое решение «в более спокойной обстановке».
Принятый законопроект — из категории тех, где надо смотреть, как он будет работать на практике, говорит эксперт по вопросам миграции Вадим Коженов:
Вадим Коженов эксперт по вопросам миграции «Я не вижу здесь сильных перегибов, действительно суды перегружены, поэтому это скорее плюс, если что-то возьмет на себя полиция. И полиция нельзя сказать, что свободна, у них тоже работы хватает. В текущих условиях приняли такое решение, у меня к нему претензий, нареканий нет, здравый смысл не нарушается. Когда мигрантов приговаривали к выдворению, было два варианта. Первый — самостоятельный выезд, то есть ему говорили о том, что в течение десяти дней он обязан покинуть Российскую Федерацию, и он покидал. Либо если он до этого уже, грубо говоря, был выдворен, но не покинул, то есть злостный нарушитель, тогда уже его помещали в спецприемник, оттуда принудительно выдворяли. Поэтому принципиальную разницу я вижу только в реестре, но тут в чем сложность? Реестр — это технически большая, сложная штука, пока он не будет сделан, говорить о том, что это все будет работать, мы не можем. Есть в том числе скептики, которые говорят, что сейчас технической возможности нет, еще что-то. Как только будет готова техническая составляющая, можно уже какие-то методические рекомендации и указания спускать на землю, чтобы сотрудники уже начали их выполнять, а пока что реестра нет и выполнять нечего. Сам по себе закон — это хотелка, как должно быть, утвержденная властными органами. Но помимо того, что нужно принять закон, нужно сделать все для того, чтобы он работал, и на данном этапе у нас нет какой-то практики».
С ним согласна управляющий партнер компании BLC, эксперт по трудовому и миграционному праву Елена Балашова:
Елена Балашова управляющий партнер компании BLC, эксперт по трудовому и миграционному праву «В настоящий момент, если мы исходим из самого текста законопроекта, не понятна ни процедура, ни порядок, ни полномочия органов МВД по действиям в данном режиме. Однако да, данный миграционный режим предполагает дополнительный контроль, точнее сказать, наблюдение органами власти, органами полиции за миграционными основаниями и мигрантами на территории РФ. Здесь включается не только контроль за их геолокацией, за их местом проживания, но и в целом предполагается ряд дополнительных запретов. То есть эти граждане лишаются других прав, которые им были бы положены в рамках их легального статуса на территории РФ, такие как, например, изменять место жительства, место своего пребывания, регистрировать юридические лица, становиться индивидуальными предпринимателями, регистрировать браки, покупать и продавать недвижимость. Есть даже ограничения по снятию наличных средств. И здесь мы предполагаем, что полномочия МВД будут существенно расширены, так как данный режим связан с наблюдением и контролем. Например, банки получат право отказывать таким мигрантам, которые находятся в данном режиме высылки, в открытии банковских счетов и осуществлении каких-либо банковских операций. Это за них будет делать само МВД или каким-то образом влиять на решение банка, но банк будет наделен дополнительными полномочиями. На мой взгляд, этот режим высылки может стать управляемым и рабочим инструментом для того, чтобы все-таки не предпринимать сразу категоричных решений по депортации, а дать возможность тем иностранцам, которые пропустили срок, не вовремя обратились за продлением, но имеют какие-то иные основания оставаться в стране, остаться, но при этом находиться под контролем государства, исполнительных органов, чтобы не было беспредела, чтобы они не шастали, где хотели, не совершали какие-то правонарушения».
Кроме того, законом сокращаются сроки временного пребывания мигрантов в России. Если сейчас они могут находиться в стране не более 90 суток в течение полугода, то теперь мигрант сможет находиться в стране 90 дней в течение года.