Западная пресса — об обмене заключенными между Россией, США и Европой
Пока американские и немецкие СМИ обсуждают политическое значение масштабного обмена заключенными и его влияние на грядущие выборы в США, президент Белоруссии Александр Лукашенко настаивает, что Джо Байден тут ни при чем и обо всем договорились спецслужбы
Читать на полной версииОбновлено в 22:15
Президент США не имел никакого отношения к организации обмена, хотя сейчас пытается набивать себе авторитет на этом, заявил белорусский президент Александр Лукашенко. По его словам, сделка была организована исключительно по линии спецслужб и белорусская сторона оказала посильное содействие.
В ходе обмена в Россию вернулись десять человек, в том числе двое детей. Во «Внуково» их встретил лично президент России. В Германию отправились больше десятка человек — несколько немецких граждан и российские оппозиционеры. США были переданы журналист Эван Гершкович, бывший морпех Пол Уилан, журналистка Алсу Курмашева и оппозиционер Владимир Кара-Мурза (включен в список иноагентов). Джо Байден поблагодарил иностранных партнеров и прежде всего Германию и Словению за участие в переговорах и обмене, отметив, какие сложные решения пришлось им принять.
Активно обсуждаются и фигуры тех, кто не вошел в списки обмена. С американской стороны это в том числе экс-преподаватель американо-английской школы в Москве Марк Фогель. Несколько лет лет назад его приговорили к 14 годам лишения свободы за ввоз в Россию марихуаны, а теперь, как пишет The Washington Post, «снова бросили».
С российской стороны, пожалуй, самая крупная подобная фигура — бизнесмен Александр Винник, которого в США судят по делу об отмывании миллиардов долларов через его биржу BTC-e. Адвокат предпринимателя Аркадий Бух сообщил Business FM, что, как правило, подсудимые не подлежат обмену до вынесения приговора.
О составлении списков на обмен говорит адвокат, специалист в области международного права Георгий Сухов:
Георгий Сухов адвокат, специалист в области международного права «Я думаю, что, скорее всего, формальные моменты в такого рода обменах имеют подчиненное значение, а основополагающее значение имеют конкретные договоренности между теми, кто их достигает, в том числе на уровне специальных служб. Поэтому если бы была договоренность о включении того или иного человека в этот список, формальный способ это оформить нашли. На мой взгляд, ускоренное признание вины — это двойственный способ. Потому что все-таки мы не признаем, что они действительно совершили какие-то преступления. Да, они могли быть осуждены иностранным судом. Признание же вины все-таки в определенной мере порочит позицию самого человека и государства, которое за ним стоит. Такого рода обмены, такой как состоялся вчера, обычно готовятся весьма не публично, и это происходит на уровне взаимодействия между специальными службами различных стран. Поэтому тут очень сложно сказать, мог ли быть включен тот или иной человек в состав этого обмена, в том числе и Александр Винник».
В Кремле заявили, что переговоры об обмене велись по линии ФСБ и ЦРУ. Вот что сказал Дмитрий Песков:
«Переговоры по этому сложному обмену велись по линии ФСБ — ЦРУ, это была главная линия, по которой, собственно, достигалась договоренность. Дети нелегалов-разведчиков, которые вчера прилетели, узнали, что они русские, только когда самолет взлетел из Анкары, до этого они не знали, что они русские и что они имеют отношение к нашей стране. И, собственно, вы, наверное, видели, когда дети спустились по трапу самолета, они по-русски не говорят, Путин их поприветствовал по-испански. Они спрашивали вчера у родителей, кто это такой их встречает, то есть они даже не знали, кто такой Путин. По одному из сотрудников ГРУ, Вадим Красиков является сотрудником Федеральной службы безопасности, он служил в группе «Альфа». И интересно, что он служил там вместе с некоторыми сотрудниками президентской охраны, которые, естественно, друг друга тоже приветствовали вчера, когда увидели друг друга. Пользуясь случаем, мы, конечно же, должны дать высочайшую оценку взаимодействию, которое осуществлялось с КГБ, с МИД Белоруссии, и тому содействию, которое лично оказал президент Лукашенко в составлении такой сложной цепочки».
Об атмосфере приема в аэропорту «Внуково-2» говорит председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:
Обмен продолжает анализировать и мировая пресса. «Успех» для Запада, но «триумф» для России — так результаты крупнейшего обмена заключенными со времен холодной войны оценивает немецкй Der Spiegel. По мнению издания, Вашингтон выиграл от освобождения журналиста и экс-морпеха, Берлин спас своих граждан и российских активистов от длительных сроков, но выгода Москвы значительно больше.
Журнал обращает внимание, что в Москве заключенных приняли с почестями, а президент обещал представить их к госнаградам и поблагодарил «за верность присяге». Западная пресса считает это признанием того, что все заключенные занимались именно разведывательной деятельностью. Это не противоречит и словам пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, который сообщил, что вернувшийся из Германии Вадим Красиков служил в спецназе ФСБ «Альфа».
Такие обмены заключенными — это одна из немногих оставшихся областей дипломатического сотрудничества между США и Россией, пишет Bloomberg. И сделка, по мнению агентства, стала крупной победой именно для российского президента. Освободив Красикова, Путин показал, что он не бросит своих агентов и сделает все необходимое для их возвращения. Для Москвы было важно провести обмен до выборов в США, потому что была вероятность, что в ноябре «вся эта кропотливая работа с участием нескольких правительств могла быть похоронена».
Обмен заключенными с Россией усилил политический раскол в США, пишет The Washington Post. Белый дом попытался выставить сделку внешнеполитическим достижением, Байден назвал ее подвигом дипломатии и дружбы. А вот республиканцы в основном молчали, хотя некоторые усомнились в целесообразности освобождения российских преступников ради несправедливо задержанных американцев. Трамп раскритиковал обмен, заявив, что переговорщики проиграли, и даже не выразил никакой радости по поводу того, что пленники благополучно вернулись домой, пишет газета.
Немецкое издание Die Zeit со ссылкой на источники рассказывает, что переговоры начались еще в 2022 году и касались в основном приговоренного к пожизненному заключению за заказное убийство Вадима Красикова. Ярым противником обмена была глава МИД ФРГ Анналена Бербок. В кулуарах одной из официальных встреч еще два года назад госсекретарь США Блинкен предложил ей обменять Красикова на американскую баскетболистку Бриттни Грайнер. Бербок отказала: обмен Красикова на одного человека считали недостаточным.
Единственным, кого некоторые члены правительства считали достойной кандидатурой для обмена, был Алексей Навальный (террористов и экстремистов). Но и здесь Бербок была против: она опасалась, что он, как и в 2021 году после лечения в Германии, вернется в Россию и будет задержан. ВВС (СМИ заблокировано в России) добавляет: новая сделка была оформлена уже весной, Берлин согласился на обмен Красикова только в июне. «Ради вас я это сделаю», — пообещал Шольц президенту Байдену.
В итоге 1 августа этого года в Кельне приземлились два самолета с обменянными заключенными, из них только пятеро немцев, пишет газета Die Welt (СМИ заблокировано в России). В аэропорту образовался стихийный митинг. Бывших заключенных встречали около 80 человек, большинство из них — российские релоканты.