Госдума приняла закон, который обязывает владельцев телеграм-каналов и аккаунтов в соцсетях с 10 тысячами подписчиков передавать о себе данные в Роскомнадзор. Какие именно данные, позволяющие идентифицировать блогера, нужно будет передавать, определит правительство. В законопроекте это называется «персональными страницами», имеющими более 10 тысяч «пользователей социальной сети». Речь, судя по всему, будет идти о числе подписчиков конкретного аккаунта, а не об охватах постов или совокупной аудитории блогера. Также принят целый ряд других норм, регулирующих поведение в виртуальном пространстве. Как это будет работать?

Сделан важный шаг в борьбе с анонимностью в интернете. Однако депутаты сформулировали лишь общие принципы: тем, у кого более 10 тысяч подписчиков, надо регистрироваться в Роскомнадзоре, иначе нельзя размещать рекламу, а публикации таких аккаунтов нельзя будет репостить. Правительство напишет подзаконный акт, конкретные положения которого публично пока не обсуждались. Будет некий реестр «зарегистрированных». Рекламодатель должен будет с ним сверяться, отправив запрос в Роскомнадзор. Который в свою очередь обещает хранить персональные данные как зеницу ока. Непонятно, какие это будут данные, помимо тех, которые и так положено предоставлять, чтобы собирать рекламу. Заключив договор с одним из операторов рекламных данных, предоставив свои персональные данные, к которым имеют доступ Роскомнадзор, ФАС, ФНС, ну и, разумеется, спецслужбы. Предполагаемая процедура запросов-ответов выглядит громоздкой.

А как администрировать запрет на репост от незарегистрированного, «серого» блогера. Каждое физлицо тоже должно сверяться с реестром? А если репостнул «серого» блогера, то что? Как быть с аккаунтами, где не один администратор и эту страницу нельзя считать «личной», как написано в законе? А если это аккаунт юрлица? Будет ли ответственность за регистрацию блога на подставное лицо? Некоторые русскоязычные, скажем, телеграм-каналы зарегистрированы на иностранную сим-карту. Как определять юрисдикцию канала? По принципу русского языка? Гражданства администратора, налогового резидентства? Говорят, будет простая регистрация через «Госуслуги». А если там нет аккаунта, то человек не имеет права быть блогером? А если он не гражданин РФ? Тесное сотрудничество у Роскомнадзора сложится с отечественными интернет-платформами. Telegram вряд ли станет маркировать «правильных» и «неправильных» блогеров. Не говоря о YouTube, который вот-вот могут запретить. И тем более о тех, кто уже запрещен. Кстати, ведение аккаунтов в запретных сетях предполагает, возможно, следующий шаг регуляторов вслед за регистрацией, а именно запрет на такие действия.

Вряд ли регулятор остановится на нынешнем этапе борьбы с анонимностью в целях сокращения противоправного контента, само понятие которого постоянно расширяется. Пока не прописано карательных мер к тем, кто не станет регистрироваться. Запрет на размещение рекламы — да, вещь чувствительная, но и его можно обойти, заменив «рекламу в белую» на так называемую заказуху, изящно прозванную «нативочкой». Кто будет за всем этим следить? Или штат контролеров предполагается сильно расширить? В России около миллиона только телеграм-каналов. Десятитысячников среди них множество. Подавляющее большинство по факту не анонимные либо компетентные органы и так знают, кто за ними стоит. Факт регистрации может оказать лишь очень ограниченный сдерживающий эффект в публикациях, скажем, побудит избегать личных оскорблений и слишком резких выпадов. Но не более того. Ведь самые «противоправные» блогеры находятся, как правило, вне досягаемости российских властей. И они не будут выполнять новый закон, продолжая публиковать то, что считается фейками об армии.

Еще принята поправка, обязывающая владельцев соцсетей с аудиторией от 500 тысяч человек передавать данные пользователей по запросу РКН и ФСБ. Опять же, как будут принуждать тот же Telegram и соцсети, которые заблокированы? Сделан шаг и по пути ограничения возможности использования мобильных сетей в противоправных целях: число сим-карт будет ограничено 20 для россиян и десятью для иностранцев. Число 20 пока выглядит щедро. Но по мере распространения «интернета вещей» сим-карты будут встроены в каждый гаджет, автомобиль, системы умного дома, не говоря о шлагбаумах перед парковкой, открывающихся с телефона. Так что рано или поздно лимит станет тесноватым.

Ну и, наконец, желая очистить интернет от всякой гадости, а не только политической, депутаты приняли закон о запрете треш-стримов. То есть онлайн-трансляции с жестокостью, издевательствами, неуважением к обществу и другими противоправными действиями, которые проводят с целью увеличения аудитории и заработка на донатах. Для организаторов и участников трансляций введен штраф до 1 млн рублей, а также изъятие оборудования. Уголовная ответственность будет определяться в зависимости от совершенных действий. Впрочем, такое определение, как «неуважение к обществу и другие противоправные действия», выглядит расплывчато и как приглашение к сигналам неравнодушных граждан.

Так или иначе тенденция налицо. Как правило, чем сложнее, противоречивее и неоднозначнее ситуация во всамделишной жизни, которую порой не разрулить простыми решениями и запретами, тем сильнее искушение подправить хотя бы реальность виртуальную. Впрочем, это точно подметил еще Александр Сергеевич — наше все — Пушкин, описав ситуацию так:

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет…»