Каковы перспективы китайских электромашин в Европе
В июне автобренды из Китая продали 23 тысячи электромобилей и таким образом нарастили долю до 11% от всего европейского рынка. Только тренд на электрификацию в Европе уже завершился, отмечают эксперты Business FM
Читать на полной версииОбновлено в 18:00
С мая этого года китайские производители электрокаров увеличили поставки на 72%, пишет Bloomberg. Доля китайских электрокаров на местном рынке превысила 10%, подсчитал аналитический центр Dataforce. Вот только самим европейцам, похоже, электрокары особо не нужны.
В начале июля Еврокомиссия ввела временные пошлины на ввозимые китайские электромобили. В основном меры затронули три крупнейшие китайские марки электрокаров: на BYD, Geely и SAIC дополнительные пошлины составили от 17% до 38%.
О перспективах китайской экспансии электрокаров в Европу рассуждает эксперт инфраструктурного центра «Автонет» Московского политеха Юрий Урюков:
Юрий Урюковэксперт инфраструктурного центра «Автонет» Московского политеха«В Европе сейчас сложная ситуация с трендами на электрификацию, поскольку еще несколько лет назад все активно продвигали эту тему и раздавались громкие заявления от ведущих автомобильных концернов о том, что чуть ли уже не к 2030 году полностью откажутся от ДВС, перейдут на электротягу и так далее. Но, как и следовало ожидать, во всем этом произошли массивные сдвиги, связанные с тем, что на практике реализация электромобильной стратегии натолкнулась на серьезные препятствия. Даже в Европе, несмотря на развитую сеть зарядных станций и прочее, прочее. Оказалось, все не так просто и с разработкой, и со стоимостью, и с утилизацией батарей. Сейчас автомобильные концерны опять заявляют о том, что они все-таки продолжат развивать линейку двигателей внутреннего сгорания и будут действовать параллельно. Поэтому говорить сейчас об успехе китайских производителей на рынке в Европе можно тоже с определенной долей условности, потому что, с одной стороны, доля рынка все больше отходит китайским производителям, и это неудивительно. Несмотря на то, что в Европе сильны консервативные тенденции и приверженность к традиционным автомобильным маркам, так или иначе, китайцы берут свое. Они действуют агрессивно в плане ценовой политики, в плане маркетинга, не случайно сейчас и в Америке, и в Европе раздаются предложения о том, что нужно искусственно ограничить экспансию китайских компаний, чтобы сохранить привилегии своих внутренних, так называемых домашних производителей. Но то, что Китай сейчас готов предложить современные технологии по вменяемой цене, — это факт. И все в итоге складывается к тому, что насколько внутренний рынок конкретного государства позволяет китайцам действовать уверенно или нет. Достаточно посмотреть на Россию, где уже практически не осталось традиционных производителей, и их роль сейчас как раз выполняют китайские марки. И можно посмотреть на Америку, которая пытается агрессивно бороться с экспансией китайских производителей, и там их на самом деле минимальное количество. Поэтому идет обычное рыночное сражение, и победит не только уже экономика, но и политика».
Да, китайцы наращивают присутствие в Европе, и желание руководства ЕС сдержать их экспансию понятно. Однако меры по пошлинам как будто уже не так нужны, потому что электромобили в Европе теряют популярность. Случайная выборка стран и опрос местных жителей показали, что электрокар воспринимается уже не как однозначное чистое и светлое экологичное будущее, а как не очень удобная, непрактичная и дорогая альтернатива привычным машинам с ДВС. Продолжает главный редактор журнала «Берлинский телеграф» Александр Бойко:
Тренд на электрификацию европейского автопарка развернулся в обратную сторону еще в прошлом году. Спрос на электрокары снизился, потому что водители ждут более доступные и дешевые модели, писало Reuters.
Да, перед этим был пик продаж: в Европе за девять месяцев прошлого года они выросли почти наполовину, но дальше последовал откат. Tesla, Volkswagen и Mercedes дали синхронно мрачные прогнозы и даже планировали запустить производство более доступных электромобилей. Доступно для европейца — это сумма от 25 тысяч евро, или около 2,5 млн рублей. Перспективы туманны, говорит журналист из Италии Сергей Иезуитов:
Проблемы в Европе, как и в России, все те же: недостаточно развитая инфраструктура, особенно мало супербыстрых зарядок, чтобы не занимать место слишком долго. Подвисла разработка дешевых батарей, стоимость снизилась несильно, все еще не разобрались с экологичной утилизацией. Единственный плюс Европы по сравнению с Россией в этом ключе — это более комфортные погодные условия для электромобилей. Да и то не везде. Продолжает руководитель консалтингового агентства по недвижимости «Лонград», житель Лондона Дмитрий Закиров:
Дмитрий Закиров руководитель консалтингового агентства по недвижимости «Лонград», житель Лондона «Лет пять или шесть назад был достаточно большой бум электромобилей, то есть все бросились покупать их. Связано это было с тем, что правительство предложило очень интересную программу: снизили налоги, были бесплатные стоянки с зарядкой, поэтому правительство всеми силами пыталось стимулировать граждан к покупке электромобилей. Но за последние год-два этот интерес на паузе. Поговорив с друзьями, с таксистами, я понял, что есть определенные проблемы. Они связаны, во-первых, с недостаточным количеством электрических зарядок и, во-вторых, с ненадежностью автомобилей, поскольку производители закладывают определенное количество километров на одну зарядку и так далее. Особенно водители Uber говорят, что примерно в полтора раза меньше получается на практике, чем заявлено производителем. Существуют определенные проблемы с запуском двигателя в холодное время и разрядом батареи. Поэтому я лично для себя решил, что я буду покупать гибрид».
Если раньше концерны в Европе заявляли о полном переходе на электрокары к 2030 году, то теперь вернулись к разговорам о параллельном выпуске электрических версий и привычных бензиновых.
В России тоже есть концепция развития автотранспорта до 2030 года, цель которой — сделать каждый десятый автомобиль в стране электрическим. Но за несколько лет программа успела подорожать вдвое и сейчас уже приближается к триллиону рублей.