Салют над Каракасом. Ликующие толпы сторонников Мадуро на экранах телевизоров по всей стране. Митинг-концерт с главным виновником торжества, одетым в просторный спортивный костюм в цветах венесуэльского флага, сквозь который едва проглядывают очертания бронежилета — или, может быть, показалось. Власти Венесуэлы и поддерживающие их граждане страны активно празднуют (ссылка ведет на заблокированный в РФ ресурс) переизбрание 61-летнего Николаса Мадуро на третий — легальный со времен референдума нулевых годов — шестилетний президентский срок.

Совсем другая картинка — у штаба оппозиционного кандидата Эдмундо Гонсалеса и фактического лидера оппозиции Марии Мачадо, которая выиграла оппозиционные праймериз, но не была допущена до выборов. По данным избиркома Венесуэлы, Гонсалес уступил Мадуро с результатом 44% против 51% голосов. Оппозиционные политики считают цифры поддельными, ссылаясь на предвыборные соцопросы, которые показывали значительное преимущество Гонсалеса: 60% на 20%. Западная пресса однозначно объявила выборы подтасованными. Например, вот как о голосовании говорит в эфире CNN политолог в Уругвае Тамара Бронер:

«Нет никаких доказательств того, что объявленные властями результаты соответствуют действительности. Они противоречат предвыборным соцопросам, они противоречат тому, что мы видели на улицах. И они противоречат данным с тех участков, на которых к обработке бюллетеней все-таки допустили представителей оппозиции. Вопрос в том, как на это отреагирует международное сообщество, потому что сомнений в подлинности результатов очень много. Но несмотря на то, что это были отнюдь не честные выборы, для Венесуэлы они стали огромным шагом в сторону демократизации, потому что массы людей вышли на выборы и подавляющее большинство проголосовало за перемены».

Сторонники Мадуро указывают, что консенсуса у социологов не было. Как минимум часть исследований давала обратный результат — 60% на 20%, но в пользу Мадуро. Колумбийская El Tiempo назвала ситуацию «войной опросов» — обе стороны показывали пальцем на удобную себе социологию, а иные данные клеймили как пропаганду.

Многие латиноамериканские страны раскритиковали результаты выборов и потребовали созыва экстренного совещания Организации американских государств. Международную реакцию оценивает главный редактор журнала «Латинская Америка» Виктор Хейфец:

Виктор Хейфец главный редактор журнала «Латинская Америка» «Было хуже, потому что [тогда было] больше не признавших стран: все те, которые сейчас не признали, плюс тогда еще Бразилия добавилась. Сейчас пока Бразилия не заявляла о своей реакции, я думаю, что все-таки Бразилия от резких шагов воздержится. И Мексика сложно относилась к этому, сейчас не последовало жесткой реакции Мексики. Для России, если бы Мадуро проиграл, это был бы щелчок по носу, учитывая, что в концепции внешней политики последней редакции числится основной союзник не он, а Венесуэла. Союзных отношений в случае победы оппозиции бы не было, поэтому в этом плане [России] скорее выгодно. Во-вторых, нужно помнить о том, что в Российской Федерации есть целый ряд нефтяных контрактов, и часть из них не проходили утверждение парламента, в случае смены власти они оказались бы под риском разрыва, потому что их утвердила только исполнительная власть. Сейчас на какое-то время Москва может передохнуть спокойно».

Евросоюз призвал (доступ к ресурсу из РФ ограничен) власти Венесуэлы «уважать волю» народа. Во вторник, 30 июля, европейские дипломаты намерены обсудить дальнейшие шаги Брюсселя в отношении Каракаса. Несмотря на критику Запада, скепсис большинства соседей Венесуэлы и затяжное молчание Бразилии, ряд крупных держав выступили на стороне Мадуро. Поздравительные обращения переизбранному президенту Венесуэлы направили Россия, Китай, Иран и несколько дружественных им малых стран.