Запад не поверил в победу Николаса Мадуро
По данным избиркома, президенту Венесуэлы удалось переизбраться на третий срок, однако оппозиция настаивает на своей победе. Германия потребовала от властей страны публикации результатов голосования по каждому из участков
Читать на полной версииСалют над Каракасом. Ликующие толпы сторонников Мадуро на экранах телевизоров по всей стране. Митинг-концерт с главным виновником торжества, одетым в просторный спортивный костюм в цветах венесуэльского флага, сквозь который едва проглядывают очертания бронежилета — или, может быть, показалось. Власти Венесуэлы и поддерживающие их граждане страны активно празднуют (ссылка ведет на заблокированный в РФ ресурс) переизбрание 61-летнего Николаса Мадуро на третий — легальный со времен референдума нулевых годов — шестилетний президентский срок.
Совсем другая картинка — у штаба оппозиционного кандидата Эдмундо Гонсалеса и фактического лидера оппозиции Марии Мачадо, которая выиграла оппозиционные праймериз, но не была допущена до выборов. По данным избиркома Венесуэлы, Гонсалес уступил Мадуро с результатом 44% против 51% голосов. Оппозиционные политики считают цифры поддельными, ссылаясь на предвыборные соцопросы, которые показывали значительное преимущество Гонсалеса: 60% на 20%. Западная пресса однозначно объявила выборы подтасованными. Например, вот как о голосовании говорит в эфире CNN политолог в Уругвае Тамара Бронер:
Сторонники Мадуро указывают, что консенсуса у социологов не было. Как минимум часть исследований давала обратный результат — 60% на 20%, но в пользу Мадуро. Колумбийская El Tiempo назвала ситуацию «войной опросов» — обе стороны показывали пальцем на удобную себе социологию, а иные данные клеймили как пропаганду.
Многие латиноамериканские страны раскритиковали результаты выборов и потребовали созыва экстренного совещания Организации американских государств. Международную реакцию оценивает главный редактор журнала «Латинская Америка» Виктор Хейфец:
Виктор Хейфец главный редактор журнала «Латинская Америка» «Было хуже, потому что [тогда было] больше не признавших стран: все те, которые сейчас не признали, плюс тогда еще Бразилия добавилась. Сейчас пока Бразилия не заявляла о своей реакции, я думаю, что все-таки Бразилия от резких шагов воздержится. И Мексика сложно относилась к этому, сейчас не последовало жесткой реакции Мексики. Для России, если бы Мадуро проиграл, это был бы щелчок по носу, учитывая, что в концепции внешней политики последней редакции числится основной союзник не он, а Венесуэла. Союзных отношений в случае победы оппозиции бы не было, поэтому в этом плане [России] скорее выгодно. Во-вторых, нужно помнить о том, что в Российской Федерации есть целый ряд нефтяных контрактов, и часть из них не проходили утверждение парламента, в случае смены власти они оказались бы под риском разрыва, потому что их утвердила только исполнительная власть. Сейчас на какое-то время Москва может передохнуть спокойно».
Евросоюз призвал (доступ к ресурсу из РФ ограничен) власти Венесуэлы «уважать волю» народа. Во вторник, 30 июля, европейские дипломаты намерены обсудить дальнейшие шаги Брюсселя в отношении Каракаса. Несмотря на критику Запада, скепсис большинства соседей Венесуэлы и затяжное молчание Бразилии, ряд крупных держав выступили на стороне Мадуро. Поздравительные обращения переизбранному президенту Венесуэлы направили Россия, Китай, Иран и несколько дружественных им малых стран.