Аргентина, Перу и Коста-Рика отказались признавать победу Николаса Мадуро на президентских выборах в Венесуэле. Избирком Венесуэлы объявил о победе Мадуро после подсчета 80 процентов голосов, результат действующего президента — более 51%.

Оппозиция не согласилась с результатами подсчетов, они считают победителем оппонента Мадуро Эдмундо Гонсалеса. Он с отрывом лидировал по опросам, но на выборах набрал 44%.

Накануне голосования Аргентина, Перу, Коста-Рика, Уругвай и еще ряд латиноамериканских стран призвали Каракас обеспечить «прозрачный процесс подсчета голосов». Венесуэла обвинила их во вмешательстве в выборы.

Это уже третий срок Мадуро. Предыдущее его переизбрание в 2018 году вызвало массовые протесты. О своих претензиях на полномочия президента объявил спикер Национальной ассамблеи Хуан Гуайдо. Тогда и международное недовольство было масштабнее, но Мадуро удалось удержать власть, напоминает главный редактор журнала «Латинская Америка» Виктор Хейфец:

—На самом деле, было хуже, потому что большее количество не признавших стран, все те, которые сейчас не признали, плюс тогда еще Бразилия добавилась. Сейчас Бразилия не заявляла о своей реакции, я думаю, что все-таки она воздержится от резких шагов. И Мексика сложно относилась к этому, сейчас не последовало жесткой реакции Мексики. Ситуация была хуже, а причина понятна — многие страны Латинской Америки не считают состоявшиеся выборы в полной мере транспарентными и чистыми. Замечу, что основываться только на опросах общественного мнения, ожидая результата, несколько наивно, потому что, во-первых, были и другие опросы общественного мнения, которые давали противоположный результат, и были опросы, которые давали предварительную победу оппозиции не с разрывом в 30%, а с разрывом в 10%, а 10% могут поменяться на выборах. Но, так или иначе, тот факт, что на многих участках наблюдателей не допустили к наблюдению за подсчетом, в том числе аккредитованные заранее, у многих вызвало вопросы, и причина реакции именно такая. Другое дело, что реакцию президента Аргентины можно было предсказать заранее, он в любом случае исходил из того, что Мадуро проиграет и должен уйти, а раз не проиграл, значит выборы нечестные.

— Были ли вообще у Мадуро реальные противники на этих выборах?

— Да, конечно. Кандидат Гонсалес, даже если исходить из официальных данных, собрал почти 45% голосов — серьезные цифры, это больше чем то, что собрала оппозиция на прошлых выборах, когда Мадуро победил. А сейчас он еле-еле перевалил необходимый порог. Противник его был вполне реальный и серьезный и обладал хорошими шансами на победу. Для России, если бы Мадуро проиграл, это был бы щелчок по носу, учитывая, что в концепции внешней политики последней редакции числится основной союзник не он, а Венесуэла. Союзных отношений в случае победы оппозиции бы не было, поэтому в этом плане [России] скорее выгодно. Во-вторых, нужно помнить о том, что в Российской Федерации есть целый ряд нефтяных контрактов, и часть из них не проходили утверждение парламента, в случае смены власти они оказались бы под риском разрыва, потому что их утвердила только исполнительная власть. Сейчас на какое-то время Москва может передохнуть спокойно.

Президент России Владимир Путин поздравил Николаса Мадуро с переизбранием на пост президента Венесуэлы, сообщили в Кремле. Мадуро правит страной 11 лет — с 2013 года, когда умер Уго Чавес. Вчерашние выборы прошли в день его рождения.

Госдеп США выразил «серьезную озабоченность» из-за результатов голосования в Венесуэле. В 2019 году, во время политического кризиса из-за результатов выборов, Штаты и другие страны Запада поддержали лидера оппозиции Гуайдо. Россия и Китай встали на сторону Мадуро.

Постепенно международная поддержка Гуайдо ослабла, от него дистанцировалась и оппозиция. В прошлом году прокуратура выдала ордер на его арест по делам о госизмене и хищениях из бюджета, после чего Гуайдо покинул страну.