Минюст хочет усилить госконтроль за деятельностью нотариата
Глава министерства представил проект новой редакции закона «О нотариате» на заседании президиума Совета законодателей в Совфеде. Ведомство хочет усилить контроль за работой нотариусов и ограничить полномочия глав палат, что вызывает неприятие в нотариальном сообществе. Какие еще нововведения планируется внедрить в нотариат?
Читать на полной версииВ Министерстве юстиции России предложили усилить государственный контроль за деятельностью нотариусов. Проект новой редакции закона «О нотариате» на заседании президиума Совета законодателей в Совете Федерации представил глава Минюста Константин Чуйченко.
Ведомство хочет усилить контроль за работой нотариусов и ограничить полномочия глав палат. Помимо этого, планируется ужесточить требования к образованию нотариусов. Они должны будут иметь юридическое образование по формуле «бакалавриат плюс магистратура» или специалитет.
При принятии законопроекта изменится система допуска к работе нотариата. Правительство создаст единые государственные квалификационные комиссии, отвечающие за стажировку, и конкурс на должности. Чуйченко также добавил, что государство должно устанавливать предельные тарифы на услуги нотариусов.
Комментирует управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов:
Владимир Юрасов управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» «Ряд нововведений, на мой взгляд, рационален. Основное то, что образование у нотариуса должно быть единым, а не как сейчас — можно просто бакалавриат и не надо магистратуру, уровень сдачи экзамена в каждом регионе разный. Есть предложение ввести идентичные экзамены и сделать единым количество членов комиссии, принимающих экзамен на нотариуса. Кодекс этики также важен, и его надо принимать, но нужно, чтобы его утверждал именно Минюст. Далее — способ лишения статуса нотариуса. Сейчас нет инициативы и возможности это сделать Минюсту, хотят ввести эту норму. Я считаю ее разумной, мы обращали внимание на многие вещи, когда нотариус находится под следствием или осужден, а статуса он не лишается. Лишить его может только руководитель нотариальной палаты региона, где он состоит нотариусом. Тарифы на услуги — это тоже принципиально важно, потому что нотариусы, насколько я понимаю, могут неограниченно увеличивать стоимость за работу. И право Минюста сейчас, по сути, это формальность, только утвердить этот тариф. Он это не утвердить не может. Сейчас Минюст хочет регулировать эти тарифы, потому что в разных субъектах Федерации разная стоимость на одни и те же услуги нотариата. Но здесь тонкая грань по поводу тарифов. С одной стороны, людей можно понять, которые говорят, что дорого. Но это пограничная тема, потому что опытные нотариусы со стажем, они работали еще в советские времена, когда был только государственный нотариат, и никто не хотел бы в эти времена возвращаться. Но при этом порядок наводить в нотариате нужно. Я предполагаю, что нежелание идти на нововведения у нотариусов связаны прежде всего с тем, что они боятся чего-то нового. Если в этом законопроекте найти золотую середину, услышать и нотариусов, и государство в лице Минюста, надо в спокойном режиме рассматривать, обсуждать и вносить дополнения».
Предложенные министерством положения президиумом Совета законодателей не обсуждались. Краткое слово для комментария предоставили только председателю комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павлу Крашенинникову. Он призвал «не возвращаться к государственному нотариату». По его словам, предложения Минюста, о которых в профессиональном сообществе давно ходят слухи, нотариусов напугали.
Он уверен, что государственный нотариат «посеет хаос» в правовой и экономической деятельности. При этом Крашенинников отметил, что контролирующие функции Минюста нужны.