Суперъяхту Alfa Nero продали по цене намного ниже рыночной
После ареста яхта попала на обслуживание карибскому государству Антигуа и Барбуда и оказалась ему не по карману
Читать на полной версииМногострадальную суперъяхту Alfa Nero все-таки продали по бросовой цене. Новый владелец заплатил за нее 40 млн долларов, сообщил Bloomberg посол Антигуа и Барбуды в США Рональд Сандерс. Изначально яхта оценивалась в 120 млн долларов. Имя покупателя он не раскрыл, но уточнил, что тот не состоит в санкционных списках.
Суперъяхту Alfa Nero Минфин США связывал с российским миллиардером Андреем Гурьевым, главой химического холдинга «Фосагро». Бизнесмен попал под санкции в 2022 году, сам он отрицал, что яхта принадлежит ему.
Длина суперъяхты Alfa Nero — 82 метра, она оборудована кинотеатром, джакузи, сауной и салоном красоты. Семиметровый бассейн на палубе можно быстро превратить в вертолетную площадку, если такая необходимость возникнет. Сервис YachtCharterFleet называл Alfa Nero «одной из самых впечатляющих яхт в мировом чартерном флоте».
После ареста из-за санкций яхта попала на содержание карликовому островному государству Антигуа и Барбуда. В месяц она обходилась в 100 тысяч долларов, в то время как ВВП на душу населения на островах составляет 21 тысячу долларов. Эта сумма включала жалование итальянского капитана, а также расходы в размере 2000 долларов в день на дизельное топливо для поддержания работы кондиционера. Если бы он не работал, плесень могла бы распространиться по судну и нанести ущерб не только яхте, но и произведениям искусства на борту, писали американские СМИ.
Власти США классифицировали судно как «заблокированную собственность», запретив сдавать его в аренду или продавать. Пока шло разбирательство, на борту Alfa Nero оставалась жить часть экипажа. Зарплаты моряков также блокировали из-за санкций. Экипаж «уничтожал запасы шампанского, омаров и икры на яхте», обменивал хранившиеся на судне «старинные бутылки вина» на продукты. По словам капитана, действующая ставка была «две бутылки вина за одного тунца».
Вскоре власти Антигуа и Барбуды приняли поправку к закону, позволившую продать Alfa Nero на аукционе. Руководство порта объявило яхту заброшенным судном, угрожающим гавани, если бы судно вдруг перевернулось, оно бы заблокировало гавань Фалмут, а этот порт — «основная финансовая артерия острова». С помощью такой лазейки острова смогли провести аукцион в обход правил США.
Яхту хотел купить бывший гендиректор Google Эрик Шмидт за 67 млн долларов, однако отказался от сделки из-за судебного разбирательства. Дочь Гурьева, Юлия Гурьева-Мотлохов, оспорила продажу, заявив, что судно принадлежит ей, а власти государства подали встречный иск.
Тем не менее неизвестный покупатель все же приобрел яхту за 40 млн долларов. Антигуа и Барбуда рассчитывает, что сделка покроет расходы на содержание яхты. «Я очень рад, что судно больше не находится под ответственностью народа и правительства Антигуа и Барбуды», — заявил управляющий Фалмутским портом Дарвин Телемак.
Яхта Alfa Nero после покупки должна автоматически освободиться от санкций, говорит адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» Владимир Гладышев:
Владимир Гладышев адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Гладышев и партнеры»
«Санкционный режим снимается, потому что она уже не принадлежит подсанкционному лицу, если только ею не будет владеть другое подсанкционное лицо. Безусловно, может, будут какие-то непонимания, если из одного санкционного списка это не исключили, например, могут быть проблемы. Поэтому, как правило, в таких случаях юристы проверяют и посылают запросы, и просят получить разъяснение, что данное имущество не подлежит аресту, поскольку оно уже не принадлежит подсанкционному лицу. Она просто поступает в гражданские пользовательские обороты, в зависимости от того, кто ею владеет. Если это не подсанкционное лицо, то такая же судьба, как и у других яхт: будет эксплуатироваться, перепродаваться, если захотят».
Представитель покупателя яхты Alfa Nero в интервью Bloomberg уточнил, что новый владелец — европеец, и он, скорее всего, выставит судно на чартерный рынок.