FT: Россия расширяет теневой флот для перевозки СПГ
Таким образом она пытается обойти западные санкции и заодно действует на упреждение. Однако, считают эксперты, в случае с СПГ ситуация может быть сложнее, чем с нефтью
Читать на полной версииОбновлено в 18:50
Россия расширяет теневой флот и закупает десятки судов, способных перевозить СПГ. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на данные консалтинговых компаний и фирм, отслеживающих маршруты судов. По их данным, со второго квартала прошлого года более 50 судов поменяли владельцев на компании из Арабских Эмиратов. Это даже привело к росту рыночных цен на них в полтора раза.
По данным консалтинговой компании Windward, со второго квартала прошлого года более 50 газовозов поменяли владельцев на компании из Арабских Эмиратов. Это даже привело к росту рыночных цен на них в полтора раза. Неизвестные покупатели связаны с Россией и специально приобретают суда под юрисдикцией Эмиратов, утверждают западные аналитики, но не раскрывают ни точное число судов, ни конкретные названия бенефициаров.
В компании Kpler, отслеживающей передвижение кораблей, также считают, что сложная сеть торговых операций «потенциально связана с российскими интересами». Например, некоторые из купленных судов уже ходят по традиционным маршрутам транспортировки российского газа. В частности, одно загружало газ с «Ямала СПГ», который еще не попал под санкции. Скорее всего, это действительно именно то, о чем все думают, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Российские игроки рынка СПГ готовятся к усилению санкций: недавние, например, остановили, по данным западных агентств, работу того же «Арктик СПГ-2», и предприятие вынуждено рециркулировать уже добытый газ. Официальные лица в США прямым текстом заявляют, что одна из целей уходящей администрации — сорвать проект «Арктик СПГ-2» шквалом санкций.
В начале лета в SDN-листе оказались дочерние структуры «Новатэка», в том числе еще не реализованные проекты «Арктик СПГ-1», «Арктик СПГ-3» и «Обский СПГ». Параллельно ЕС вводит ограничения на транзит СПГ через европейские порты.
Повезло только «Ямалу СПГ»: проект под санкции не попал. США и ЕС давят, а значит, теневой флот будет расширяться. Однако с СПГ, в отличие от нефти, будет сложнее. Игроков мало, компании открытые, суда, приспособленные для перевозки СПГ, — не так просты и удобны, как танкеры с нефтью. А значит, уязвимых для санкций мест гораздо больше, говорит независимый эксперт Дмитрий Лютягин:
Стратегия Москвы в борьбе с западными санкциями на российские энергоносители — расширяться быстрее, чем этот процесс можно отследить. Условно, мы закупаем столько судов и так быстро пополняем теневой флот, что Штаты не успевают обновлять SDN-лист, а ЕС — согласовать очередной пакет санкций.
Борьба США и ЕС против танкеров, развозящих российскую нефть, переходит в область легенд о Гидре, которая взамен отрубленных голов отращивает все новые и новые.