В Томской области с начала ноября мигранты не смогут трудоустроиться в сферах обеспечения безопасности, общепита, розничной торговли, перевозки пассажиров, гостиничного бизнеса и образования. Решение, по словам главы региона Владимира Мазура, было принято совместно с представителями национальных диаспор.

Власти Челябинской области также сообщили о введении запрета для иностранцев работать на основании патентов в сферах торговли, развлечений, общепита и ремонта авто. Дополнительные ограничения появятся и в Краснодарском крае.

О том, что это значит для бизнеса, говорит владелец и директор челябинской компании «Ниагара» Олег Толмачев. Его предприятие продает питьевую воду:

Олег Толмачев владелец и директор челябинской компании «Ниагара» «Все эти решения оправданны: уже ряд ограничений происходили на протяжении последних пяти лет, но ничего у нас тут не рухнуло, справляемся без мигрантов. Какое-то время в далеком прошлом мы привлекали мигрантов, патенты им оформляли, но наше движение самое правильное у предпринимателей — это автоматизация производства, повышение производительности труда. Данные направления не требуют какого-то высокого профессионализма. Можно людей привлекать из-за границы, у которых семь пядей во лбу, чтобы кайлом махать, у нас тут и внутри найдутся желающие. Это автоматизация всех процессов, связанных с тяжелым ручным трудом. Насколько мне известно, в нашей отрасли практически нет мигрантов, у нас было как-то в общественном транспорте много маршрутных автобусов, там достаточное количество мигрантов было, но у нас сегодня программа реализуется федеральная, и этих автобусов уже нет. В сфере общепита, если мы говорим о каком-то культурном уровне организации, там их тоже нет. Когда ощутим явную нехватку рабочих рук, тогда задумаемся, как это все автоматизировать, и все у нас получится. В частности, если мы говорим о моем бизнесе, я уже лет восемь применяю роботов, сокращаем тяжелый физический труд».

Ранее похожие меры вводили в других регионах. В частности, в Курской области трудовым мигрантам запрещено работать в такси, а в Новосибирской — в сферах розничной торговли и перевозок пассажиров. В Томской области перечисленных отраслей гораздо больше, но, по словам губернатора, в регионе будут развивать кадровый потенциал за счет отечественных специалистов.

О ситуации с мигрантами в области рассказывает главный редактор «РИА Томск» Татьяна Свинцова:

Татьяна Свинцова главный редактор «РИА Томск» «На взгляд обывателя, абсолютно точно много мигрантов в сфере транспорта, особенно в такси, в меньшей степени это водители общественного транспорта, но все равно они есть, потому что количество вакансий водителей общественного транспорта достаточно приличное. Пока сложно сказать цифру, но, по ощущениям, абсолютно точно после сентября 2022 года у нас резко возросло количество вакансий именно водителей, причем как общественного транспорта, так и тех, кто занимается уборкой снега, водителей тракторов, то есть у нас здесь в вакансиях большой провал. На эти вакантные места пришли мигранты, но их не особо много было, теперь, получается, что от них придется избавиться. У нас точно большая нехватка в строительной отрасли, и заметьте, ее в своем распоряжении губернатор не отметил. Мы уже с коллегами-журналистами смеялись, что спонсор этого постановления — строительная отрасль. Те, кто хотел работать строителем-каменщиком, он и идет строителем-каменщиком, те, кто хотел работать таксистом, будет работать таксистом не в Томске, а в Алтайском крае, а мы получим очередное увеличение цифры по сокращению населения».

Ранее «Ведомости» писали, что Минтруд выступил с инициативой запрета нелегальным мигрантам работать в такси и доставке уже на федеральном уровне.

Законопроект, который планируют внести в Госдуму до 4 августа, в случае принятия обяжет операторов контролировать соблюдение иностранцами трудового законодательства.