Из-за повышения утильсбора подорожает даже Lada
Президент Союза автомобильных дилеров предложил правительству, прежде чем утверждать проект постановления об увеличении утилизационного сбора, проанализировать совместно с представителями отрасли негативные последствия такого решения
Читать на полной версииРост утильсбора приведет к подорожанию не только китайского, но и отечественного автопрома. Такой тезис высказал в письме Business FM президент Союза автомобильных дилеров Вячеслав Жигалов. Свои аргументы он прислал не только редакции радиостанции, но и разместил на портале правовых актов, а также отправил в Минпромторг.
По оценке Жигалова, так как производители закладывают утильсбор в стоимость машины, его повышение в октябре на 70-85% и ежегодная индексация приведут к подорожанию всего автопрома, а не только «китайцев». В случае утверждения проекта постановления сбор для авто объемом двигателя от одного до двух литров с октября составит более полумиллиона рублей, это плюс 255 тысяч к нынешнему уровню. А за машину от двух до трех литров заплатить придется более 1,5 млн рублей утильсбора (плюс 718 тысяч). Необходимо учитывать и предполагаемое повышение ключевой ставки, которая повлияет на объем автокредитов. Между тем к 2030 году предполагается рост утильсбора в четыре раза относительно текущего уровня. Продолжает Вячеслав Жигалов:
Вячеслав Жигалов президент Союза автомобильных дилеров «Если говорить, допустим, о продукции «АвтоВАЗа», она за эти годы удвоится в цене. Уверение в том, что отечественная продукция, которая получает из бюджета субсидию, покрывающую расходы на утильсбор, не вырастет в цене, никакого доверия не заслуживает. В прошлом году, например, цена на отечественные автомобили, согласно данным Росстата, выросла на 18%. Притом что был повышен утильсбор, он действительно компенсировался из бюджета, и было существенное снижение курса рубля. Казалось бы, иностранные автомобили должны подорожать существенно больше, но они подорожали на 4%. Сейчас в обоснование повышения утильсбора предоставляются аргументы о том, что мы не выдерживаем конкуренцию с «китайцами», что у нас высокая зависимость от иностранных комплектующих, что у нас растут издержки, поэтому нам нужно поднимать утильсбор, с тем чтобы мы имели возможность тоже поднять цены».
Кроме того, по словам эксперта, протекционистские меры скорее отпугнут иностранных, читай — китайских, инвесторов от локализации на российском рынке, чем заставят их «приземлиться». Ведь открыто говорится, что родные заводы надо защищать от демпинга «китайцев», которые, кстати, и так осторожны из-за вторичных санкций. К тому же протекционизм убивает у российских брендов мотивацию к конкуренции с зарубежными марками, считает Жигалов.
Механизм компенсации государством утильсбора для отечественных автоконцернов работает довольно сложно. По сути, это не прямые компенсации, а промышленные госсубсидии на развитие, поясняет партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
При такой сложной схеме и длинном плече возврата средств логично, что российский автопром, несмотря на все субсидии, закладывает этот сбор в стоимость машин и перекладывает траты на потребителя.
К тому же повышение цен на импорт тоже подстегивает цены на отечественные машины, напоминает автоэксперт, главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru Максим Ракитин:
Максим Ракитин автоэксперт, главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru «Импортные автомобили дорожают, причем дорожают ощутимо. И почему бы на этом фоне нашим производителям тоже немножечко не заработать денежек? Мне кажется, возможен вариант, при котором российские автомобили могут подорожать. Но, конечно, не на такие суммы, которые обозначены в проекте постановления. Не только рыночная конъюнктура может играть роль, в конце концов, могут сыграть роль и поставки комплектующих, здесь много чего, потому что российский автомобиль только называется российским, по сути, там импортных запчастей от 45% до 65-70%».
Кстати, если говорить о «китайцах», то ряд экспертов полагают, что ценники не слишком вырастут. Вероятнее всего, дилеры пойдут на небольшое снижение собственной маржи, чтобы не потерять покупателей. Ведь рядовой китайский автомобиль в России и так продается с огромной наценкой: примерно в два-три раза дороже, чем на родине.